Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Новости

Универсальный музыкант

29.07.2024

К 140-летию Бориса Владимировича Асафьева

 

29 июля 2024 года исполняется 140 лет со дня рождения академика Бориса Владимировича Асафьева (1884–1949), выдающегося музыкального учёного, авторитетного художественного критика, талантливого педагога, энергичного организатора, плодовитого композитора. С именем Асафьева принято связывать возникновение такой области искусствознания как музыковедение, нацеленной на формирование целостного знания о музыке, включающего не только её теорию и историю, но и социологию, философию, эстетику, физику, психологию, текстологию. Всего перу Бориса Владимировича принадлежит более 900 печатных музыковедческих работ, среди которых особое место занимает новаторская двухтомная монография «Музыкальная форма как процесс» (1930, 1947). Асафьев выступил организатором отделения истории музыки в Петроградском (ныне – Российском) институте истории искусств (1919), историко-теоретического отделения Ленинградской консерватории (1925), Ленинградского отделения Ассоциации современной музыки (1926) и сектора музыки в Государственном институте искусствознания (1944). Обширно и композиторское наследие Бориса Владимировича, включающее десятки сочинений в разных жанрах, в том числе 28 балетов (из них наиболее известными стали «Пламя Парижа, или Триумф Республики», «Бахчисарайский фонтан», «Утраченные иллюзии», «Весенняя сказка»).

Среди музыковедческих работ Асафьева важное место занимает небольшая статья «Наш долг» (1918), опубликованная в 1920 году в сборнике «Прошлое русской музыки», посвящённом П. И. Чайковскому. В ней утверждалась необходимость создания «Архива русской музыки», что подразумевало регулярную работу по выявлению, собиранию, систематизации, описанию и публикации документальных материалов, связанных с музыкальным прошлым нашей страны и, прежде всего, его выдающимися представителями. В совокупности эта база источников должна была составить фундамент для дальнейшего научного изучения музыкального наследия. Время и практика подтвердили правильность асафьевской инициативы, и сегодня, несмотря на значительный объём сделанного в этом отношении, усилия и профильных институций (музеев, архивов, библиотек), и отдельных специалистов направлены на сохранение и популяризацию документов истории.

В собрании Музея музыки хранится обширный личный фонд Асафьева. Наряду с музыкальными и литературными рукописями самого Бориса Владимировича, он содержит документы великих музыкантов, спасённые Асафьевым в годы лихолетья революции, Гражданской и Великой Отечественной войны. Среди таких раритетов восемь писем П.И. Чайковского к Н.Ф. фон Мекк, три письма фон Мекк к Чайковскому, письма М.И. Глинки, автограф романса М.П. Мусоргского «Непонятная». В день рождения Бориса Владимировича с благодарностью отметим и этот его вклад в создание «Архива русской музыки».

При нахождении на сайте, Вы соглашаетесь на политику обработки персональных данных.