Top.Mail.Ru
Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Новости

«В начале было так — и музыка, и слово… »

18.10.2022

18 октября исполняется 150 лет со дня рождения литератора и музыканта Михаила Алексеевича Кузмина (1872–1936).

Михаил Кузмин – один из самых противоречивых представителей Серебряного века. Поэт, прозаик, драматург, переводчик, критик, мемуарист – его творческий универсализм беспрецедентен даже по меркам той эпохи. Как композитор и исполнитель Кузмин пробовал себя в написании опер, оперетт; писал музыку для театральных постановок и был признан первым в России исполнителем авторской песни. В конце жизни (в июне 1934 года) у него появляются строки:

В начале было так – и музыка, и слово,
и ты, и я – один крылатый час,
и всё в зелёном свете снова,
и начиналось музыкой для нас.

О серьёзном подходе Михаила Кузмина к написанию музыки говорит его поступление в 1891 году в Петербургскую консерваторию.  Он занимался теоретическими дисциплинами у А.К. Лядова и учился контрапункту у самого Н.А. Римского-Корсакова. Однако через два года, в силу драматических обстоятельств, ему пришлось оставить занятия, и впоследствии он брал только частные уроки композиции.

Кузмин принимал участие в «Вечерах современной музыки», выступал в различных кружках и салонах. Первоначально он не придавал большого значения своим текстам, которые писал исключительно в расчёте на музыкальное сопровождение, а его музыку критики-современники оценивали довольно сурово. Возможно, поэтому Кузмин отшучивался: «У меня не музыка, а музычка, но в ней есть свой яд».

За пятнадцать лет «долитературного» периода Михаилом Кузминым было написано около четырёхсот произведений. Среди них – романсы на стихи русских поэтов (начиная от Батюшкова, Пушкина, Лермонтова, А. Толстого, Майкова, Фета, Кольцова, И. Сурикова и заканчивая его современниками Надсоном, Фофановым, Мережковским и Бальмонтом), а также многочисленные композиции на оригинальные тексты зарубежных поэтов (от Петрарки и Шекспира до Гёте, Гюго, Мюссе и Верлена). Для исследователей очевидно влияние на музыкальное творчество Кузмина таких композиторов, как Шуберт, Массне, Дебюсси, Мусоргский, Римский-Корсаков и Чайковский.

На протяжении всей творческой жизни Михаила Кузмина музыкальные ритмы пронизывали его поэзию. Так формировался его особый стиль свободного стиха: Кузмин – первый в России мастер верлибра. Его дебютный стихотворный цикл «Александрийские песни» (1906) стал вехой в истории русской поэзии. В 1910-е годы Кузмин много и плодотворно работал для театра (сохранилось немало музыки, написанной им к постановкам пьес русских и зарубежных классических авторов), выступал с чтением стихов и пением своих романсов.

Композитор Анатолий Александров (1888–1982) написал цикл романсов «Из „Александрийских песен" М. Кузмина», не зная музыки автора стихов. Его привлек ритмически свободный стих, которым написаны песни Кузмина. Александров посчитал, что динамичность и целеустремленность образного развития текстов «дают возможность композитору создать и музыку не в замкнутой песенной форме, а длительно развивающуюся, эмоционально нарастающую».

Хоровой дирижер и композитор Иван Пономарьков (1883–1967) написал на либретто Кузмина оперу «Алёнушка» (весной 1922 года она была поставлена в Пензе). Их сотрудничество продолжалось долгие годы, о чём свидетельствует сохранившаяся переписка (1917–1934 годов).

Образ жизни Кузмина, его творческие взгляды и поиски новых форм художественного выражения имели значительное влияние на современников – как на приверженцев его творчества, так и на тех, кто сознательно или неосознанно отталкивался от него. Долгое время его творчество было недоступно широкой публике: его было принято называть «забытым» или «забытым во второй половине двадцатых годов»; «запретным» в советское время. Возвращение поэта и композитора Михаила Кузмина в русскую культуру началось лишь в конце ХХ века: современные исполнители с удовольствием записывают его романсы и песни.