К 190-летию со дня рождения Цезаря Антоновича Кюи (1835–1918)
18 января 2025 года исполняется 190 лет со дня рождения Цезаря Антоновича Кюи, оставившего значимый след сразу в четырёх сферах деятельности. В историю искусства он вошёл как композитор и музыкальный критик, в историю военного дела – как крупный специалист по фортификации, в конце жизни получивший высокий чин инженер-генерала, и педагог, преподававший военную науку будущему императору Николаю II и членам августейшей семьи. Он говорил о себе: «Моих четырёх жизненных достижений хватило бы четырём лицам и обеспечило бы их существование».
Жизненный путь композитора продолжался необычайно долго для поколения, к которому он принадлежал. Кюи был младшим современником М.И. Глинки и А.С. Даргомыжского, в конце 1850-х – начале 1860-х входил в «Могучую кучку» и дружил с М.П. Мусоргским, А.П. Бородиным и Н.А. Римским-Корсаковым, на рубеже XIX–XX веков и первые десятилетия нового столетия рецензировал сочинения С.В. Рахманинова и А.Н. Скрябина. Ему посчастливилось застать несколько разных эпох отечественного музыкального искусства и стать для них одной из связующих нитей, поскольку музыкальное творчество и художественную критику Цезарь Антонович не оставлял на протяжении всей жизни. Его первые сочинения датируются 1850-ми годами, последние – серединой 1910-х.
Кюи оставил обширное композиторское наследие в разных жанрах. Ему принадлежат 14 опер, в числе которых 4 детские. Любимой жанровой сферой Цезаря Антоновича были романсы – в выборе поэтических текстов к ним он был исключительно щепетилен, отдавая безусловное предпочтение поэтам первого ряда – А.С. Пушкину, М.Ю. Лермонтову, Ф.И. Тютчеву и некоторым другим. Как и в опере, в камерно-вокальном творчестве значительное внимание Кюи уделял детской теме, создав несколько тетрадей по 17 детских песен.
Ярким явлением музыкального процесса второй половины XIX века стала музыкально-критическая деятельность Кюи, как и композиторская, продолжавшаяся более полувека. Наряду с мощной поддержкой, которую Цезарь Антонович оказывал отечественным музыкантам, в своих оценках он нередко промахивался и порой жестоко ругал замечательные сочинения, впоследствии признанные подлинными шедеврами. Известен его холодный отзыв на петербургское исполнение оперы «Евгений Онегин» в 1884 году, которую он аттестовал как «произведение мертворождённое, безусловно несостоятельное и слабое». Не менее «лестного» отзыва удостоилась Первая симфония С.В. Рахманинова, премьера которой прошла в Санкт-Петербурге в марте 1897 года: «Если бы в аду была консерватория... и было задано написать программную симфонию на тему семи египетских язв и если бы была написана она вроде симфонии Рахманинова… то он блестяще выполнил задачу и привёл бы в восторг обитателей ада».
Сегодня музыка Цезаря Кюи почти не исполняется. Значит ли это, что она неинтересна сегодня, но будет востребована завтра? В день рожденья неординарного человека хотелось бы пожелать, чтобы его богатое творческое наследие дождалось своего часа, стало исполняться и тем самым внесло бы ещё большее разнообразие в картину отечественной музыкальной культуры.
Российский национальный музей музыки является одним из основных центров хранения наследия Кюи. Предлагаем вниманию читателей изображения нескольких рукописей, печатных изданий и документов.
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).