25 октября исполняется 200 лет со дня рождения непревзойдённого «короля вальса» – Иоганна Штрауса-сына (1825–1899).
Его «лёгкая» музыка, созданная в, казалось бы, несерьёзном – бытовом, танцевальном – жанре, запоминающиеся мелодии из его оперетт более полутра сотен лет занимают достойное место в симфонических программах ведущих оркестров. А особое праздничное настроение на Новый год создают ежегодные концерты Венского филармонического оркестра под управлением известнейших дирижёров в Золотом зале Музыкального общества в Вене, где 1 января неизменно звучит музыка Штрауса-сына (впрочем, как и других представителей семейства Штраус).
Известный австрийский композитор, скрипач и капельмейстер Иоганн Штраус-отец, признанный «король вальса» второй четверти XIX века, был категорически против того, чтобы его дети учились игре на скрипке или осваивали композиторские премудрости. Вопреки запретам, одарённые сыновья, поддерживаемые матерью, получали образование тайно. И несмотря на эти трудности, трое из сыновей старшего Штрауса стали прекрасными музыкантами, но только Иоганну-младшему удалось выйти из тени популярнейшего отца, занять особое место на музыкальном Олимпе и унаследовать «королевский» титул. Его творчество насчитывает более 500 произведений: в их числе вальсы, польки, марши, кадрили, галопы и оперетты. Композитор шутил о своей огромной работоспособности: «Мелодии из меня текут, как вода из крана». Он наполнял музыку элегантностью и легкостью венского стиля жизни, в его произведениях кружилась в танце радость бытия, а вокруг автора кипели страсти.
Увлёкшись музыкальным театром, Штраус, по совету мастера французской оперетты Жака Оффенбаха, принялся за сочинение оперетт. Наделяя их музыкальным обаянием, запоминающимися мелодиями и ритмами, Штраус не слишком заботился о качестве либретто и диалогов. Когда вторая из оперетт Штрауса – «Карнавал в Риме» – была поставлена в России, язвительный А.П. Чехов опубликовал пародию на неудачную постановку, назвав представление «“Кавардак в Риме” – комическая странность в 3-х действиях, 5-ти картинах, с прологом и двумя провалами». Но в таких произведениях для театра как «Летучая мышь», «Цыганский барон» Штраус сумел достичь высокого уровня и создать эталонные венские оперетты, которые обеспечили ему мировую славу и не сходят со сцен и в наши дни.
Иоганна Штрауса можно назвать «поп-звездой» XIX века: им восхищались, его обсуждали и осуждали, его имя неоднократно попадало в заголовки светской прессы. Искусство Штрауса ценили императоры (в 1863 году император Австрии Франц Иосиф назначил композитора музыкальным руководителем придворных балов) и князья, представители светской знати и вполне демократичные слои населения.
Многое в творчестве и биографии Иоганна Штрауса-сына было связано с Россией.
С 1856 года по приглашению дирекции Царскосельской железной дороги в течение десяти сезонов подряд Штраус приезжал в Россию, чтобы дирижировать летними концертами в Павловском вокзале под Петербургом.
Накануне первого выступления газета «Северная Пчела» 5 мая 1856 года сообщала: «В воскресенье, 6-го сего Мая, в день открытия Павловского воксала, г. Страусом дан будет первый музыкальный вечер… с 7-ми до 11 ¼ час» – именно так, «Страус», нередко трансформировалась фамилия композитора в российских газетах и на афишах второй половины XIX века.
Он быстро стал кумиром российской публики и значительно упрочил своё материальное положение – его искусство оплачивалось весьма солидными гонорарами. Штраус во время выступлений одновременно играл на скрипке и дирижировал оркестром, энергично двигался, подпрыгивал, притоптывал. Восхищённая публика штурмовала «воксал», чтобы увидеть обожаемого дирижёра. Случалось, что восторженные слушатели концертов буквально носили капельмейстера на руках – журналист в «Северной Пчеле» сообщал: «Однажды весёлые посетители воксала подняли г. Штрауса на руки и отнесли до его квартиры».
После десяти павловских сезонов Штраус ещё трижды гастролировал в России, и во время последних своих гастролей в 1886 году, помимо выступления в Александринском театре и в Павловском вокзале, дал десять благотворительных концертов для Российского общества Красного Креста.
Штраус проявлял большой интерес к культуре России, использовал народные мелодии и темы из произведений русских композиторов в своих сочинениях. Как капельмейстер он неоднократно включал в программы концертов русских композиторов – именно под управлением Штрауса впервые прозвучали «Марш Олоферна» и «Песня Одалисок» из ещё не поставленной к тому времени оперы А.Н. Серова «Юдифь». Из сочинений М.И. Глинки Штраус составлял целые концерты. На основе мелодий Глинки, а также русских романсов и народных песен, Штраус сочинил попурри «Подношение русской публике», которым с огромным успехом завершались концертные сезоны Павловского вокзала.
30 августа 1865 года Штраус впервые исполнил одно из ранних сочинений П.И. Чайковского «Характерные танцы» (позже в переработанном виде под названием «Танцы сенных девушек» Чайковский включил их в оперу «Воевода»). В письме сестре Александре Чайковский писал: «По странному стечению обстоятельств, на другой день моего приезда [в Петербург] в первый раз играли в Павловске мои танцы, но афиши я увидал только вечером, когда ехать уже было поздно. Ларош был и остался ими очень доволен». Это было первое публичное исполнение музыки начинающего композитора и первое появление его имени на афише.
Русскую музыку Штраус исполнял не только для павловской публики, он включал её в концерты и в других странах, способствовал её популярности в Европе.
В фондах Российского национального музея музыки хранятся фотографии И. Штрауса, нотные издания его произведений, афиши и программы концертов, спектаклей с музыкой композитора, сценографические работы и фотографии постановок его оперетт, посвящённые ему книги, многочисленные звукозаписи музыки Штрауса – в том числе на перфорированных бумажных роликах для пианолы.
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, член Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству, член Общественной палаты РФ, лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области культуры, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума Союза музеев России, доцент кафедры государственного управления в сфере культуры и спорта Высшей школы культурной политики и управления в гуманитарной сфере (факультета) МГУ имени М.В. Ломоносова, кандидат экономических наук.