Top.Mail.Ru
Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Новости

«Титан дирижёрского искусства». 130 лет со дня рождения Николая Голованова

21.01.2021

Н.С. Голованов был талантом огромного масштаба,
безудержной инициативы,
с ярко выраженной индивидуальностью,
 способным сказать своё слово.
И он заявил о себе в полный голос.
Клавдий Птица

 

Сегодня вся музыкальная общественность празднует 130-летие со дня рождения главного дирижёра Большого театра СССР (1947–1953) и Оркестра Всесоюзного радиокомитета, талантливого музыканта, композитора, пианиста-аккомпаниатора и страстного коллекционера Николая Семёновича Голованова.

21 января 1891 года в Москве родился один из выдающихся дирижёров прошлого столетия. Родители Николая Семёновича были выходцами из крестьянского сословия. В роду будущего музыканта не было деятелей искусства, однако уже в 1900 году талантливый мальчик проходит серьёзный конкурс и поступает в Московское Синодальное училище церковного пения. Благодаря удивительной музыкальности девятилетний Коля Голованов сразу же вошёл в трио солистов, а благодаря исключительной работоспособности и сильному характеру выдвинулся в первые ряды учеников и на последних курсах, в возрасте 17–18 лет, уже был регентом хора Марфо-Мариинской обители.

Не менее успешно складывалась и дальнейшая судьба юного музыканта. Уже в 1914 году Николай Голованов с золотой медалью окончил Московскую консерваторию по классу композиции и теории. Дипломная работа музыканта «Принцесса Юрата» потрясла экзаменационную комиссию своим мастерством и красотой. Как писал сам Николай Голованов: «Необычно лестно писалось о моём композиторском дебюте, мне предрекали блестящее будущее».

В 1915 году Николай Голованов начинает свою плодотворную творческую работу в Большом театре, а уже в 1919 году состоится первый дебют музыканта в качестве дирижёра — под его управлением прошла опера Николая Римского-Корсакого «Сказка о царе Салтане».

Значение деятельности Николая Голованова не ограничивается ролью в становлении советской дирижёрской школы. Многогранное дарование музыканта проявилось во многих сферах отечественной культуры первой половины XX века.

Голованов-дирижёр неотделим от Большого театра и созданного по его инициативе Большого симфонического оркестра Всесоюзного радиокомитета. Он выступал также с симфоническим оркестром Московской филармонии, Государственным симфоническим оркестром СССР, оркестром русских народных инструментов Всесоюзного радиокомитета и Государственным духовым оркестром СССР, самодеятельными коллективами ВЦСПС, был дирижёром и музыкальным руководителем Оперной студии имени К.С. Станиславского.

«Титаном дирижёрского искусства» называл Николая Семёновича известный дирижёр Евгений Фёдорович Светланов. «Богатырем русской земли», «художником богатырского склада» называли его критики.

Будучи прекрасным пианистом, Николай Голованов постоянно аккомпанировал своей супруге, известной оперной певице Антонине Неждановой, на её концертах в Москве и в гастрольных поездках. Выступал в ансамблях с Фёдором Шаляпиным и многими советскими певцами.

О совместном концерте с дуэтом Неждановой и Голованова вспоминает певец Сергей Лемешев: «Ярко вспыхивают софиты в Большом зале консерватории, и мы втроём идём к двери. <…> В зале буря аплодисментов. Отчаянно волнуясь, я становлюсь с Неждановой и…чувствую себя мальчишка мальчишкой, нахально занявшим место в этом потрясающем музыкальном дуэте. <…> Кончили мы, и раздался гром аплодисментов. Нежданова сказала мне, что петь со мной ей было «удобно и интересно». Так, напутствуемый этими словами, я и поехал домой, испытывая непередаваемое чувство восторга от сознания, что пел с Неждановой и что аккомпанировал нам Голованов».

Голованов-композитор оставил колоссальное музыкальное наследие, которое сегодня по-новому начинает открываться для современников. Несмотря на большой объём исполнительской работы, Николай Голованов, хотя и урывками, сочинял музыку. Любил он отдаваться этому занятию в день своего рождения, как бы делая себе подарок. В результате музыкантом было создано 46 опусов: 2 одноактные оперы, симфония, более 140 романсов, свыше 50 обработок песен разных народов мира. Особое место в композиторской деятельности отведено хоровой музыке. Это 8 опусов духовных песнопений, 2 кантаты и ранние (без опуса) сочинения для детского хора.

Однако, посвятив себя музыке, Николай Голованов глубоко эрудирован был и в других видах искусства и интересовался самыми различными профессиями. Подлинные живописные полотна не только украшали жилище дирижёра, они были неотъемлемой частью его художественного исполнительского творчества. Многие современники отмечали в нём тонкое понимание искусства, чуткую любовь к живописным произведениям, интерес к биографиям художников и истории искусства.

Сегодня наследие дирижёра Большого театра СССР и симфонического оркестра Всесоюзного радиокомитета бережно хранится в его прежней квартире, ныне ставшей музеем в составе Российского национального музея музыки. В доме в Брюсовом переулке дирижёр прожил около 20 лет, с 1935 по 1953 год. Именно здесь находятся его партитуры опер с авторскими пометками, рукописи музыкальных сочинений, его литературные записи, заметки, статьи, письма, фотографии, обширная библиотека и коллекция уникальных произведений искусства, собранная музыкантом.

В выставочном пространстве посетители могут услышать уникальные фондовые записи с авторскими сочинениями композитора и записи произведений с участием Николая Семёновича в качестве дирижёра, увидеть редкие архивные фотоизображения и услышать уникальные оцифрованные записи — все они размещены в специальном мультимедийном устройстве.

Музей-квартиру Николая Голованова посещают как любители музыки и живописи, так и профессиональные музыканты, историки и искусствоведы. Здесь проводятся вокальные и инструментальные камерные концерты, мастер-классы известных дирижёров, регулярно проходят экскурсии для всех желающих.

А.А. Нищак., научный сотрудник Российского национального музея музыки