Сегодня, 17 июля 2021 года, исполняется 185 лет Петру Ивановичу Юргенсону (5/17 июля 1836 — 20 декабря 1903 / 2 января 1904). В истории отечественной музыкальной культуры ему принадлежит одна из ключевых ролей. Бесспорно, главные заслуги Юргенсона связаны с организацией и развитием крупнейшего российского нотного издательства, названного по имени своего основателя — «П. Юргенсон в Москве». Открытое в 1861 году, оно успешно функционировало вплоть до 1918 года, когда было национализировано.
П. И. Юргенсон
Париж, фотография Ch. Reutlinger, [1860-е]
Каталог нотопечатной продукции на момент прекращения деятельности фирмы как частного издательства составлял без малого 40 тысяч наименований, что значительно превышало объемы выпуска нот всеми остальными музыкальными издательствами России. Промышленный масштаб производства и большие тиражи нотных изданий позволяли Юргенсону держать достаточно демократичные цены на свою продукцию, что способствовало её широкому распространению. Даже в наше время нередко можно встретить в обиходе юргенсоновские ноты, выпущенные более ста лет назад, причём многие из них в очень хорошем состоянии.
В каталоге фирмы представлены все первые имена русской музыки — Михаил Глинка, Александр Даргомыжский, Милий Балакирев, Александр Бородин, Модест Мусоргский, Николай Римский-Корсаков, Сергей Рахманинов, Александр Скрябин, Сергей Прокофьев, западноевропейская классика — Иоганн Себастьян Бах, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен, Франц Шуберт, Роберт Шуман, Фредерик Шопен и многие другие. Особое же место в ассортименте издателя принадлежит сочинениям Петра Ильича Чайковского. Именно Юргенсон на протяжении всей жизни композитора был его основным издателем, выпустив, за единичными исключениями, все его произведения.
П. И. Чайковский
Опера «Евгений Онегин»
Переложение для пения и фортепиано
Москва: П. Юргенсон, 1878
П. И. Чайковский
Опера «Пиковая дама»
Переложение для пения и фортепиано
Москва: П. Юргенсон, 1890-е
П. И. Чайковский
Фантазия для оркестра «Франческа да Римини»
Партитура
Москва: П. Юргенсон, 1877
А. С. Даргомыжский
Фантазия для оркестра «Малороссийский казачок»
Переложение для фортепиано в 2 руки П. И. Чайковского
Москва: П. Юргенсон, 1880-е
Важное место принадлежит Юргенсону как издателю духовно-музыкальных сочинений отечественных композиторов и различной учебной литературы. Разумно сочетая в редакционной политике внимание к крупнейшим композиторским фигурам и вершинным образцам их творчества с коммерческими интересами, Юргенсон издавал в большом количестве музыкальную продукцию «повседневного спроса» — популярные песни, куплеты, цыганские романсы, танцы. Издатель сравнивал подобные «опусы» с «навозом», отмечая, что «в хозяйстве навоз идет на дело» и «дает деньги, двигающие дело». Такой подход полностью себя оправдал и обеспечил не только многолетнюю стабильную работу фирмы, но и ее интенсивное развитие по всем направлениям.
Штат сотрудников и производственные мощности юргенсоновского издательства стали основой для продолжения нотопечатного дела в советский период. Лишившись возможности использовать подлинное название, издательство продолжило работу как государственная организация, побывав и Музыкальным сектором Государственного издательств (Музсектором Госиздата), и Государственным музыкальным издательством (Музгизом), пока в 1964 году не стало издательством «Музыка». Под этим названием, теперь уже вновь как частная фирма, оно существует и в наши дни. Таким образом, у нас на глазах продолжается дело Юргенсона, начатое ровно 160 лет назад.
Успех Юргенсона в нотопечатном деле тем более поразителен, что по своему происхождению будущий издатель был бесконечно далек от тонких материй музыкального искусства. Как указано в метрическом свидетельстве, родившийся 5 июля 1836 года (по старому стилю) в Ревеле (ныне — Таллин) Петр Иоганн Юргенсон был «законнорожденным сыном селедочного шкипера Ганса Юргенсона и его супруги Эты».
Метрическое свидетельство П. И. Юргенсона
Перевод на русский язык
Москва, 5 января 1878
«Университетом» молодого Петра Юргенсона стало знаменитое петербургское музыкальное издательство Матвея Ивановича Бернарда. В 1850 году 14-летним юношей Петр был отправлен в Санкт-Петербург к старшему брату Иосифу, служившему в этой нотоиздательской фирме. Младший Юргенсон освоил ремесло нотного гравера, но впоследствии по этой специальности никогда не работал. Его стезей стала организация дела. Оставив службу у Бернарда, Юргенсон был приказчиком в музыкальных магазинах других петербургских издателей (Ф. Т. Стелловского и А. Битнера), а затем перебрался в Москву, где занял место управляющего музыкальной торговли К. Шильдбаха. Параллельно интенсивной работе, Юргенсон находил время и возможность для самообразования. Биографы издателя отмечают, что он много читал, изучал иностранные языки, и это не только помогло ему в работе, но и сформировало его как глубокого, знающего, развитого, интересного человека с широким кругозором и проницательным умом. Эти качества в полной мере проявились и в управлении Юргенсоном собственной фирмой, и в обширной переписке, которую он вел с широким кругом композиторов, прежде всего, с Чайковским. Последняя представляет собой выдающийся памятник эпистолярии XIX века, неоднократно публиковавшийся как полностью, так и частями. Советское издание переписки, предпринятое в середине XX века (1938 — том I, 1952 — том II), было отмечено обширными купюрами и враждебной позицией редакторов по отношению к личности «купца» Юргенсона. В фондах Музея музыки сохранился экземпляр первого тома этого издания с многочисленными вставками пропущенного текста, сделанными выдающимся музыкальным ученым-текстологом Павлом Александровичем Ламмом, в 1920-е годы готовившим свое издание этой переписки, так и оставшееся неосуществленным.
П. И. Чайковский, П. И. Юргенсон
Переписка. В 2-х томах. Том 1
Москва: Музгиз, 1938
Экземпляр, принадлежавший П. А. Ламму и содержащий его пометы
Также фонды Музея музыки хранят значительную часть издательского архива фирмы «П. Юргенсон», включающую акты передачи прав композиторами на публикацию своих сочинений великому издателю.
Акт о передаче прав П. И. Юргенсону на издание сочинений П. И. Чайковского
Москва, 9 февраля 1881
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).