24 октября исполняется 145 лет со дня рождения выдающегося хорового дирижёра и композитора Павла Григорьевича Чеснокова, одного из самых ярких представителей Нового направления русской духовной музыки. Объединявшее такие блистательные имена, как Сергей Рахманинов, Александр Кастальский, Александр Гречанинов, Михаил Ипполитов–Иванов, Николай Голованов, Дмитрий Аллеманов, Александр Никольский, Новое направление подарило русской культуре неподражаемые образцы духовных сочинений, тесно связанных с контекстом богослужения и соединявших древние певческие традиции с современными новациями в музыкальной гармонии.
Степан Васильевич Смоленский – главный идеолог и вдохновитель этого направления в русской духовной музыке – стал непосредственным учителем и наставником Павла Чеснокова, оказавшим на него огромное влияние.
Музыкальное наследие Павла Чеснокова велико: оно составляет более пятисот произведений, написанных для хора. Сам композитор в письме к Альфреду Свану от 22 октября 1933 года сообщал, что написал около пятисот духовных и около ста светских сочинений[1]. Прежде всего, это церковные произведения для богослужебной практики, включающие ряд полных циклов Литургии и Всенощного бдения и избранных песнопений из них («Песнопения Литургии», «Литургия преждеосвященных даров», «Литургия святого Иоанна Златоуста», «Главнейшие песнопения Всенощного бдения», «Песнопения Всенощного бдения, Литургии и Постной триоди», «Всенощное бдение» и др.), отдельные сборники («Часы святой Пасхи», «Задостойники на Господские и Богородичные праздники, знаменного распева», «Причастны», «Ектении», «Прокимны»), многочисленные переложения, гармонизации распевов и др.
Сочинения Павла Григорьевича Чеснокова быстро входили в хоровой репертуар и становились неотъемлемой частью церковно–певческой и концертной практики. Популярность их была необычайно высока. Именно духовно-музыкальные сочинения принесли славу и широкое признание композитору. Многие из них являются ярчайшими образцами русской музыкальной культуры.
«П.Г. Чесноков оставил нам неподражаемые образцы высокого религиозного вдохновения, которое тихим пламенем горело в нём всю его жизнь. Не стремясь ни к каким внешним эффектам, Чесноков окрылял слова молитвенных прошений и славословий простейшими мелодиями, звучащими из глубины чистой и совершенной гармонии. Его музыка чужда земных страстей, и земная мысль не проникает в глубину простых и строгих созвучий. Этот замечательный композитор осмыслил церковную музыку как молитвенные крылья, на которых наша душа легко возносится к престолу Всевышняго», – писал «Журнал Московской Патриархии» в статье, посвященной памяти композитора.[2]
Павел Чесноков родился близ города Воскресенска (ныне город Истра Московской области) в семье регента и уже с пяти лет пел в хоре отца. Благодаря своим незаурядным музыкальным способностям и дивному певческому голосу семилетний мальчик без труда поступил в знаменитое Московское Синодальное училище, выпускавшее из своих стен высокопрофессиональных регентов и певчих. Талант Паши Чеснокова был замечен самим Степаном Васильевичем Смоленским, высоко оценившего незаурядные способности своего ученика. Именно под руководством Смоленского молодой Чесноков в старших классах начал пробовать силы в композиции. Первые свои духовные сочинения, написанные в Синодальном училище (две «Херувимские» и две причастные «О, Всепетая Мати» и «Высшую небес»), он посвятил любимому учителю.
По ходатайству того же Смоленского, после блестящего завершения обучения, восемнадцатилетний юноша остался в родном училище преподавателем, продолжая частные занятия композицией с С.И. Танеевым, Г.Э. Конюсом и М.М. Ипполитовым–Ивановым, совершенствуя своё мастерство.
В те годы Чесноков работал также помощником регента знаменитого Синодального хора – одного из старейших профессиональных хоров России. Однако слава выдающегося дирижёра пришла к Павлу Георгиевичу немного позднее, во время управления любительским хоровым коллективом при Церкви Троицы Живоначальной на Грязех у Покровских ворот.
Удивительно, но в возрасте 36 лет, будучи уже известным регентом и признанным композитором, Чесноков решил продолжить обучение в Московской консерватории. В 1917 году композитор окончил Консерваторию с малой серебряной медалью, а затем получил приглашение на преподавательскую работу и до конца своих дней вёл дирижирование и хороведение, находясь, таким образом, у истоков советской хоровой школы.
Последнее духовное сочинение композитора «Ангел вопияше» было написано в конце 1927 года, когда шла непримиримая борьба с «опиумом для народа», а религиозное мировоззрение стало несовместимо с идеологией нового советского человека.
Трудом всей жизни Павла Георгиевича стала фундаментальная работа «Хор и управление им», начатая им в 1917, а завершённая лишь в 1930 году. Долгие годы рукопись лежала в ящике стола, неоднократно отвергаемая Государственным музыкальным издательством по причине её «аполитичности». Известно, что Чесноков отправлял рукопись Сергею Рахманинову в надежде на её издание. В Музее музыки хранится ответ Сергея Рахманинова, в котором композитор пишет о сложностях с изданием во Франции любого серьёзного произведения[3]. В 1940 году, после долгих мытарств, этот труд всё же был издан. Тираж разошёлся за считанные часы; до настоящего времени книга является настольной для ведущих мировых дирижеров.
[1] А. Тевосян. Неизвестные письма П.Г. Чеснокова // Московский журнал. – 1999. – №6.
[2] В-ов А. П.Г. Чесноков // Журнал Московской Патриархии. – 1944. – №4. – С. 27.
[3] Письмо напечатано на машинке и подписано рукой С.В. Рахманинова. ГЦММК КП-8872-13. Ф-36-316. С.В. Рахманинов. Письмо к П.Г. Чеснокову от 22 марта 1932 г.
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).