Говоря о российском скрипаче Викторе Александровиче Пикайзене, хотелось бы начать с предыстории. Пикайзен – один из выдающихся учеников великого скрипача XX века Давида Ойстраха, который был не только гениальным скрипачом и прекрасным, тонким дирижёром, но и великолепным педагогом, создавшим известную во всем мире скрипичную школу. Ойстрах неоднократно подчеркивал, что «зрелый музыкант должен делиться своим опытом с молодёжью. Это его священная обязанность». Педагогические принципы Ойстраха-педагога сводились к тому, чтобы каждый из учеников смог «открыть себя». Все отмечали профессиональную требовательность Ойстраха, его отеческое отношение и заботу о студентах как о своих детях. Музыкант вдохновлял учеников как артист, и они любили его как человека.
Школу Ойстраха прошли 42 ученика. Многие из них вошли в историю как блестящие музыканты с удивительным разнообразием творческих особенностей. Никто из них не повторял манеру игры Ойстраха. Каждый был индивидуальностью, и у каждого было своё творческое лицо. Ученики маэстро становились выдающимися музыкантами, завоевывали престижные премии на международных конкурсах. Среди них – Валерий Климов, Лиана Исакадзе, Игорь Ойстрах, Ольга Пархоменко, Гидон Кремер, Олег Крыса, Олег Каган и др. В этом же ряду стоит имя Виктора Пикайзена.
Пикайзен, пожалуй, единственный ученик Ойстраха, который прошёл с ним путь обучения игре на скрипке длинною в 14 лет – от музыкальной школы до аспирантуры.
Пикайзен родился 15 февраля 1933 года в Киеве в семье музыкантов (отец – скрипач, мать – пианистка, концертмейстер Киевского оперного театра). До войны учился в музыкальной школе-десятилетке при Киевской консерватории у И.А. Гутмана. В апреле 1941 года на концерте в Киеве он впервые услышал игру Ойстраха и буквально «влюбился» в музыканта (тогда Ойстрах исполнил только что написанный Скрипичный концерт Арама Хачатуряна). Игра скрипача произвела огромное впечатление. «Я не мог представить, – вспоминал позднее Пикайзен, – что на скрипке, из-за которой я так мучаюсь, можно так играть… и я решил тогда, что буду учиться только у Ойстраха».
По возвращении в 1944 году из эвакуации в Киев проездом через Москву 11-летнего мальчика показали профессорам Московской консерватории, которые пришли к единому мнению, что Витя Пикайзен «великолепно для своего возраста владеет инструментом, поражает уверенностью, эстрадной смелостью и техническим блеском исполнения. Играет безукоризненно чисто, обладает превосходной памятью и ритмом. Несмотря на столь юный возраст, прекрасно справляется с исполнением труднейших пьес скрипичного репертуара».
В 1946 году Пикайзен поступил учиться в московскую музыкальную школу имени Гнесиных в класс к Д.Ф.Ойстраху. В 1949 году, будучи учеником восьмого класса школы, он выступил на Международном конкурсе имени Яна Кубелика в Праге и был удостоен второй премии. Тогда в июне 1949-го в журнале «Огонёк» известный скрипач Василий Ширинский написал, что «В. Пикайзен …скрипач с большим будущим». Уже в те годы в репертуаре молодого виртуоза были сложные скрипичные произведения – концерты Петра Чайковского, Николая Ракова, «Испанская рапсодия» Эдуара Лало и др.
С 1951 года Пикайзен продолжил обучение в Московской консерватории в классе Ойстраха; в 1960-м – закончил у него аспирантуру.
Ещё будучи студентом консерватории, Пикайзен принял участие в двух Международных конкурсах: в 1955-м получил V премию на Международном конкурсе скрипачей имени королевы Елизаветы в Брюсселе, в 1957-м – II премию на Международном конкурсе имени Маргариты Лонг и Жака Тибо в Париже. В одной из французских газет известный музыкальный критик Журдан-Моранж тогда написал: «Пикайзен …вызвал большое восхищение; его технические возможности бесконечны, и он очень поэтичен…» (“LesLettresFrahcaises”, 11 июля 1957).
Оценивая способности и творческий потенциал своего ученика, Ойстрах написал 7 апреля 1957 года в газете «Советский музыкант»: «Виктор Пикайзен – скрипач неограниченных возможностей. Он показал себя блестящим виртуозом, темпераментным исполнителем. За последнее время он много поработал над серьезной художественной шлифовкой своего мастерства и добился больших успехов».
Через год, в 1958 году, в труднейшем музыкальном состязании Пикайзен завоевал вторую премию на I Международном конкурсе имени П.И. Чайковского в Москве. Член жюри конкурса, видный китайский музыкант Ма Сы-Цун отметил великолепную технику, которую молодой скрипач продемонстрировал в концерте Паганини: «Игра этого скрипача очень темпераментна и волнующа» (газета «Советская культура», 1 апреля 1958).
Многие критики отмечали высокую виртуозность исполнителя. К примеру, он блестяще играл все 24 Каприса Николо Паганини. Грамзапись 24 Каприсов, наряду с записью Шести сонат и партит для скрипки соло И.-С.Баха были удостоены премии фирмы грамзаписи LeСhantduMonde.
Выступления на конкурсах были хорошим трамплином для карьеры молодого музыканта. Начиная с 1949 года Пикайзен стал лауреатом премий шести международных конкурсов, дойдя до вершины – победы в Конкурсе имени Н. Паганини в Генуе в 1965 году.
Концертная деятельность Виктора Пикайзена началась в 1948 году и получила большой размах. Начиная с 1957 года, скрипач был солистом Московской филармонии. Он выступал во многих городах Советского Союза, в странах Западной и Восточной Европы, Юго-восточной Азии, Южной Америки.
Газеты отмечали, что Пикайзен поражает своей виртуозной техникой и благородством стиля, «мужественным эмоциональным тоном» исполнения. Он обладает широким художественным кругозором и исключительной музыкальной памятью, зная наизусть большое число произведений. В репертуаре скрипача – произведения классиков, музыка романтиков, сочинения русских и советских композиторов.
В течение многих лет (1966 – 1986; 2006 – 2016) Пикайзен преподавал в Московской консерватории, в Центральной музыкальной школе, в Московском государственном институте музыки имени А.Г. Шнитке, продолжая и развивая традиции скрипичной школы Ойстраха в своих учениках. Своё педагогическое призвание он видит в том, чтобы сделать учеников культурными музыкантами – воспитывать их вкус, прививать любовь к труду, к своей профессии, создавать из них музыкантов-художников.
15 февраля исполняется 90 лет со дня рождения Виктора Александровича Пикайзена. Пожелаем этому удивительному и яркому музыканту здравствовать ещё многие годы!
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).