К 185-летию Модеста Петровича Мусоргского
21 марта 2024 года исполняется 185 лет со дня рождения Модеста Петровича Мусоргского, композитора, давно и прочно вошедшего в пантеон великих русских художников. Оперы «Борис Годунов» и «Хованщина», фортепианный цикл «Картинки с выставки», вокальные циклы «Раёк», «Детская», «Без солнца» и «Песни и пляски смерти», симфоническая картина «Ночь на Лысой горе» – сегодня эти сочинения Мусоргского принадлежат к числу самых репертуарных наименований в России и во всём мире. Кроме них, композитор создал десятки других произведений, прежде всего, в жанре вокальной миниатюры, которые своей смысловой глубиной и точностью попадания в образ регулярно привлекали и привлекают внимание исполнителей и слушателей. Среди них баллада «Забытый», песни «Калистрат» и «Светик Савишна», картинка с натуры «Семинарист». На протяжении многих лет музыка Мусоргского никого не оставляет равнодушным, хотя до сих пор не всегда встречает понимание и сочувствие.
Натуре Мусоргского были присущи творческое дерзновение и острое чувство ответственности за собственное дарование. Композитор ощущал в себе редкую способность видеть новые горизонты в музыкальном искусстве и пытаться достичь их ранее неизведанными путями, что в одном из писем было сформулировано им как девиз: «Дерзай! Вперёд, к новым берегам!» Столь высокая планка не позволяла Мусоргскому творить, повторяя уже имеющиеся шаблоны. За каждым его сочинением, будь то громадное оперное полотно или скромная миниатюра, неизменно ощущается интенсивный творческий поиск и художественной идеи, и особых выразительных средств.
Новизна и необычность музыкального высказывания Мусоргского отталкивали от его сочинений многих современников, но именно эти свойства привлекли к музыке композитора широкую профессиональную и любительскую аудиторию в XX веке. Его влияние на дальнейший ход развития музыкального искусства огромно. Свою зависимость от Мусоргского признавали Игорь Стравинский, Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович, Георгий Свиридов, Клод Дебюсси, Морис Равель и многие другие.
Одной из самых драгоценных частей фондового собрания Музея музыки является небольшая коллекция творческих рукописей Мусоргского, насчитывающая 40 документов. Они поступали на хранение на протяжении почти всего XX века. С начала 1910-х годов в Музее хранятся рукописи, связанные с последним оперным замыслом композитора – «Сорочинской ярмаркой», а также автографы нескольких его фортепианных миниатюр, написанных в последние годы жизни.
Весной 1941 года, вместе с передачей общего фонда Архивно-рукописного отдела Библиотеки Московской консерватории, в Музей пришли ещё несколько рукописей Мусоргского. Самым объёмным среди них был манускрипт неоконченной оперы «Женитьба» по Н.В. Гоголю. Ранее этот автограф Библиотека приобрела у певицы Анны Петровой-Воробьёвой, которой, в свою очередь, его подарил сам автор.
В конце 1940-х – начале 1950-х годов фонды Музея пополнились двумя объёмными рукописями – марша к живой картине «Взятие Карса», пришедшего в составе архива композитора и сотрудника Государственного музыкального издательства Ивана Шишова, и переложения для пения с фортепиано знаменитой Сцены в корчме из «Бориса Годунова», ранее хранившегося в частной коллекции известного пушкиниста Юлиана Оксмана. В июле 1952 года на хранение в Музей поступило обширное собрание манускриптов Мусоргского, сформированное в процессе многолетней поисковой деятельности выдающегося музыковеда-текстолога Павла Ламма. Его составили, преимущественно, рукописи вокальных миниатюр.
С архивом другого музыкального учёного Бориса Асафьева в 1969 году Музей получил автограф романса Мусоргского «Непонятная», а в конце 1975 года вместе с поступлением очередной партии материалов Павла Ламма – авторизованную копию «Песни Мефистофеля в погребке Ауэрбаха».
Ценной находкой последних лет стало выявление в фондах Музея музыки летом 2017 года полного автографа малоизвестного романса Мусоргского «Письмо после бала». По причинам, о которых не сохранилось достоверных свидетельств, право авторства на это сочинение было передано композитором певице Дарье Леоновой. Однако сомнения в такой атрибуции высказывались уже очень давно, и новонайденная рукопись позволила их разрешить совершенно однозначно.
Сегодня собрание рукописей Модеста Петровича Мусоргского в фондах Музея музыки — один из важнейших источников для работы современных исследователей. Нет сомнений, что его изучение принесёт ещё немало открытий.
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, член Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству, член Общественной палаты РФ, лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области культуры, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума Союза музеев России, доцент кафедры государственного управления в сфере культуры и спорта Высшей школы культурной политики и управления в гуманитарной сфере (факультета) МГУ имени М.В. Ломоносова, кандидат экономических наук.