К 185-летию Модеста Петровича Мусоргского
21 марта 2024 года исполняется 185 лет со дня рождения Модеста Петровича Мусоргского, композитора, давно и прочно вошедшего в пантеон великих русских художников. Оперы «Борис Годунов» и «Хованщина», фортепианный цикл «Картинки с выставки», вокальные циклы «Раёк», «Детская», «Без солнца» и «Песни и пляски смерти», симфоническая картина «Ночь на Лысой горе» – сегодня эти сочинения Мусоргского принадлежат к числу самых репертуарных наименований в России и во всём мире. Кроме них, композитор создал десятки других произведений, прежде всего, в жанре вокальной миниатюры, которые своей смысловой глубиной и точностью попадания в образ регулярно привлекали и привлекают внимание исполнителей и слушателей. Среди них баллада «Забытый», песни «Калистрат» и «Светик Савишна», картинка с натуры «Семинарист». На протяжении многих лет музыка Мусоргского никого не оставляет равнодушным, хотя до сих пор не всегда встречает понимание и сочувствие.
Натуре Мусоргского были присущи творческое дерзновение и острое чувство ответственности за собственное дарование. Композитор ощущал в себе редкую способность видеть новые горизонты в музыкальном искусстве и пытаться достичь их ранее неизведанными путями, что в одном из писем было сформулировано им как девиз: «Дерзай! Вперёд, к новым берегам!» Столь высокая планка не позволяла Мусоргскому творить, повторяя уже имеющиеся шаблоны. За каждым его сочинением, будь то громадное оперное полотно или скромная миниатюра, неизменно ощущается интенсивный творческий поиск и художественной идеи, и особых выразительных средств.
Новизна и необычность музыкального высказывания Мусоргского отталкивали от его сочинений многих современников, но именно эти свойства привлекли к музыке композитора широкую профессиональную и любительскую аудиторию в XX веке. Его влияние на дальнейший ход развития музыкального искусства огромно. Свою зависимость от Мусоргского признавали Игорь Стравинский, Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович, Георгий Свиридов, Клод Дебюсси, Морис Равель и многие другие.
Одной из самых драгоценных частей фондового собрания Музея музыки является небольшая коллекция творческих рукописей Мусоргского, насчитывающая 40 документов. Они поступали на хранение на протяжении почти всего XX века. С начала 1910-х годов в Музее хранятся рукописи, связанные с последним оперным замыслом композитора – «Сорочинской ярмаркой», а также автографы нескольких его фортепианных миниатюр, написанных в последние годы жизни.
Весной 1941 года, вместе с передачей общего фонда Архивно-рукописного отдела Библиотеки Московской консерватории, в Музей пришли ещё несколько рукописей Мусоргского. Самым объёмным среди них был манускрипт неоконченной оперы «Женитьба» по Н.В. Гоголю. Ранее этот автограф Библиотека приобрела у певицы Анны Петровой-Воробьёвой, которой, в свою очередь, его подарил сам автор.
В конце 1940-х – начале 1950-х годов фонды Музея пополнились двумя объёмными рукописями – марша к живой картине «Взятие Карса», пришедшего в составе архива композитора и сотрудника Государственного музыкального издательства Ивана Шишова, и переложения для пения с фортепиано знаменитой Сцены в корчме из «Бориса Годунова», ранее хранившегося в частной коллекции известного пушкиниста Юлиана Оксмана. В июле 1952 года на хранение в Музей поступило обширное собрание манускриптов Мусоргского, сформированное в процессе многолетней поисковой деятельности выдающегося музыковеда-текстолога Павла Ламма. Его составили, преимущественно, рукописи вокальных миниатюр.
С архивом другого музыкального учёного Бориса Асафьева в 1969 году Музей получил автограф романса Мусоргского «Непонятная», а в конце 1975 года вместе с поступлением очередной партии материалов Павла Ламма – авторизованную копию «Песни Мефистофеля в погребке Ауэрбаха».
Ценной находкой последних лет стало выявление в фондах Музея музыки летом 2017 года полного автографа малоизвестного романса Мусоргского «Письмо после бала». По причинам, о которых не сохранилось достоверных свидетельств, право авторства на это сочинение было передано композитором певице Дарье Леоновой. Однако сомнения в такой атрибуции высказывались уже очень давно, и новонайденная рукопись позволила их разрешить совершенно однозначно.
Сегодня собрание рукописей Модеста Петровича Мусоргского в фондах Музея музыки — один из важнейших источников для работы современных исследователей. Нет сомнений, что его изучение принесёт ещё немало открытий.
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).