Top.Mail.Ru
Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Новости

Вспоминая великую Надежду Обухову

06.03.2021

Сегодня исполняется 135 лет со дня рождения великой русской певицы, солистки Большого театра СССР, меццо-сопрано Надежды Андреевны Обуховой.

Тёплый, узнаваемый, редкий по красоте голос Надежды Обуховой был хорошо известен далеко за пределами Москвы — радиопередачи с участием Надежды Андреевны были популярны по всему Советскому Союзу и передавались за рубежом. Вместе с другими солистами Большого театра она участвовала в самом первом радиоконцерте в СССР, который вышел в эфир 17 сентября 1922 года.

Надежда Обухова родилась 22 февраля (6 марта по новому стилю) 1886 года в дворянской семье, подарившей миру немало известных деятелей искусства и культуры. Одним из предков Надежды Андреевны был поэт, современник Александра Сергеевича Пушкина, Евгений Абрамович Боратынский (Баратынский). Элегия «Не искушая меня без нужды» Михаила Ивановича Глинки на его стихи входила в репертуар певицы, которая исполняла её с особым чувством. Дядя, Сергей Трофимович Обухов, был профессиональным певцом, а также занимал должность управляющего московской конторой Императорских театров. Двоюродным братом Надежды Андреевны был композитор Николай Борисович Обухов — теоретик музыки, изобретатель электромузыкального инструмента «Звучащий крест». Двоюродной сестрой — народная артистка РСФСР Варвара Александровна Обухова, многие годы игравшая на сцене Малого театра.

Дед, Адриан Семёнович Мазараки, выпускник Пажеского корпуса, был прекрасным пианистом, другом семьи Рубинштейнов. На свои средства он основал в Воронеже отделение Императорского русского музыкального общества, открыл общедоступную музыкальную школу. Семейная жизнь Адриана Мазараки складывалась трагично. Через год после свадьбы он потерял жену, на его руках осталась крошечная дочь Мария. Когда девочка выросла и дала жизнь трём детям, то совсем молодой умерла от скоротечной чахотки. У Мазараки остались трое маленьких внуков — старшая трёхлетняя Анна, средняя двухлетняя Надя и младший годовалый Юрий. Адриан Семёнович, тяжело переживавший смерть дочери, взял заботу о малышах на себя, он же стал первым учителем музыки для своих внучек. Дети жили у деда в имении Хворостянка в Тамбовской губернии.

Дедушка очень беспокоился о здоровье внуков и, опасаясь наследственного заболевания чахоткой, регулярно вывозил Аню и Надю в Ниццу, путешествовал с ними по Италии. В Европе девочки начали заниматься вокалом, педагогом Надежды Обуховой стала ученица знаменитой Полины Виардо Элеонора Липман. Когда в 1906 году дед ушёл из жизни, сестры Обуховы вернулись в Россию. Надежда Андреевна поступила учиться пению к выдающемуся вокальному педагогу Умберто Мазетти в Московскую консерваторию. После окончания Обухова много концертировала, а во время Первой мировой войны работала сестрой в госпитале.

С 1916 года Надежда Обухова — солистка Большого театра СССР, где дебютировала в партии Полины в опере Петра Чайковского «Пиковая дама». Здесь она исполнила разнообразные партии, стала первой исполнительницей на сцене театра партий Кащеевны («Кащей бессмертный» Николая Римского-Корсакова), Ганны («Майская ночь» Николая Римского-Корсакова), Клариче («Любовь к трем апельсинам» Сергея Прокофьева), Далилы «Самсон и Далила» Камиля Сен-Санса). Среди ролей, в которых наиболее охотно пела Надежда Андреевна, сама певица называла образы Марфы из «Хованщины» Модеста Мусоргского, Любаши из «Царской невесты» Николая Римского-Корсакова. Обухова считалась одной из лучших исполнительниц партии Кармен на русской сцене.

Проработав на сцене Большого театра СССР 27 лет, исполнив 22 партии, Надежда Обухова оставила прославленные подмостки и сосредоточилась на концертных выступлениях, записывалась на грампластинки. Многие композиторы-современники специально для Надежды Андреевны создавали произведения, посвящали ей новые сочинения — ноты с посвящениями из собрания Надежды Андреевны, наряду с коллекцией мемориальных предметов, документов, фотографий, грампластинок, хранятся в Российском национальном музее музыки.

Искусство Надежды Андреевны Обуховой вдохновляло поэтов, композиторов, художников, скульпторов. Её именем был назван даже сорт гладиолуса с удивительно разнообразной палитрой цветов.

Неоднократно художники в своих произведениях обращались к сценическим образам Обуховой.

Искусство Надежды Андреевны вдохновило Михаила Нестерова на создание  акварели «Элегия», хранящейся ныне в Музее музыки. Эту работу Михаил Васильевич создал, впечатленный образом Марфы из оперы Модеста Мусоргского «Хованщина», в которой Обухова впервые выступила в Большом театре  СССР в 1928 году.

Вот что Надежда Андреевна вспоминала о своей Марфе и о работе Михаила Нестерова: «Когда я впевалась в песню Исходила младешенька все луга и болота, я видела перед собой этот луг, поросший пахучими травами и цветами, вдыхала запах душистого сена, видела перед собой эти болота, ощущала под ногами колючую горькую осоку. В звуках этой песни я старалась передать всю безнадежную тоску по утраченной любви, страшную скорбь обманутой женщины. Впоследствии М.В. Нестеров подарил мне свою чудную акварель, где нарисовал меня в роли Марфы, идущей по лугу с опущенной головой, в темно-синем сарафане, с белым платком на голове, с платочком в руке. Я была глубоко взволнована этой акварелью, потому что Нестеров воплотил в ней то, что я рисовала в своем воображении. Когда я смотрю на эту акварель, которая висит над моим письменным столом, мне всегда кажется, что действительно это я иду по лугу, и невольно слова и мелодия этой песни начинает звучать у меня в душе».

Рисунок «Элегия» стал одной из последних работ Михаила Нестерова. В правом нижнем углу художник поставил дату 10 октября 1942 года и оставил тёплые пожелания Надежде Обуховой: «Глубокоуважаемой Надежде Андреевне Обуховой в память чудесного вечера». 18 октября художника не стало.

Искусство Надежды Обуховой — проникающее в душу, эмоциональное, обладавшее богатой красочной палитрой и высокой исполнительской культурой, завоевало сердца не только современников, но и слушателей XXI века.

Т.В. Гинзбург, старший научный сотрудник Российского национального музея музыки