В 2024 году исполняется 180 лет со дня рождения выдающегося русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова. Творческое наследие музыканта включает оркестровые сочинения, кантаты, фортепианные пьесы, романсы. Однако сам Римский-Корсаков считал, что главным жанром в его творчестве является опера.
Сегодня, 12 июля, в Мемориальном музее-усадьбе Н.А. Римского-Корсакова в Вечаше открылась новая выставка «Что ни опера, то сказка», посвященная 180-летию со дня рождения великого композитора. Это совместный выставочный проект Псковского музея-заповедника и Российского национального музея музыки (г. Москва) при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.
Главная задача открывшейся выставки состоит в том, чтобы попытаться представить всю полноту бесценного творческого наследия Николая Андреевича Римского-Корсакова, которое погружает зрителя в волшебный мир русского фольклора, преобразованного гениальным композитором в новый музыкальный язык.
– Римский-Корсаков воплощает в себе все черты русской фольклорной сказочности, богатство гармонического письма и способность оркестра изобразить любое явление природы. Он был примером требовательного к себе и другим, организованного, работоспособного человека, – отметил генеральный директор Российского национального музея музыки, заслуженный деятель искусств РФ Михаил Брызгалов.
Оперное творчество композитора, многоплановое и разнообразное, охватывает разные жанры – «весенняя сказка» «Снегурочка», опера-былина «Садко», опера-летопись «Псковитянка», опера-балет «Млада», осенняя сказочка «Кащей бессмертный», опера-лубок «Сказка о царе Салтане», небылица в лицах «Золотой петушок», опера-сказание «Сказание о невидимом граде Китеже» и многое другое.
Композитора недаром называли «великим сказочником»: помимо опер-сказок, созданных на высокохудожественной литературной основе – сказок А.С. Пушкина, пьесы А.Н. Островского, сказочно-фантастические персонажи и сюжетные мотивы пронизывают драматургическую канву многих сочинений композитора: в «Китеже» появляются фантастические птицы Сирин и Алконост, в «Ночи перед Рождеством» композитор вводит сказочных персонажей, отсутствующих в повести Гоголя, симфоническая поэма «Шехеразада» живописует средствами оркестра эпизоды арабских сказок «1001 ночи».
– Я и представить себе не могла, что однажды настанет момент, когда в этих стенах я увижу вещи из центрального музея музыки. Сегодня этот день настал, и я по-настоящему счастлива. Россия – великая страна, но страна славна именно людьми, а русские люди, великие в своей простоте и таланте, очень часто жили и творили именно в усадьбах, поближе к природе. Видимо, русскому человеку особенно важно в полном смысле слова стоять на земле, видеть красоту этой земли и полниться этой красотой, перерождая ее в эти необыкновенные, сказочные оперы, как это делал Николай Андреевич Римский-Корсаков, – поделилась генеральный директор Псковского музея-заповедника, член Совета по культуре при президенте РФ Светлана Мельникова.
Основные разделы выставки посвящены важнейшим произведениям Римского-Корсакова, жизни этих произведений на Московских сценах в период Серебряного века и эпохи модерна, а также художникам-модернистам, создававшим эскизы к постановкам опер композитора. Из богатого музейного собрания театрально-декорационной живописи для выставки отобраны эскизы декораций и костюмов к постановкам опер Римского-Корсакова, выполненные русскими художниками разных поколений. Среди них современники композитора – художник Мамонтовской оперы Виктор Васнецов, декоратор Мариинского театра Петр Ламбин и мастера советской эпохи главный художник Большого театра Вадим Рындин, ученики Коровина Сергей Николаев и Иван Алексеев.
Оперы Римского-Корсакова шли не только на сценах Императорских театров, но с большим успехом ставились на сцене Московской частной русской оперы. Премьера оперы «Псковитянка» в Москве в 1896 году, осуществленная основателем антрепризы, известным меценатом, и режиссером Саввой Ивановичем Мамонтовым, стала началом триумфального пути гениального Фёдора Шаляпина.
На выставке экспонируется театральный костюм Шаляпина для роли Ивана Грозного. Все его части – красивый многоцветный кафтан, шлем, пояс из металлических пластин с изображением Георгия Победоносца, тяжелая нагрудная цепь и, в особенности, подлинная хевсурская кольчуга весом восемь с половиной килограммов в целом создают устрашающий образ могучего царя-воина, покорившего вольнолюбивых жителей Пскова. В дополнение к костюму экспонируется бутафорский кувшин – именно его подносила Ивану Грозному псковитянка Ольга; эту роль в Московской частной опере Мамонтова исполняла Варвара Эберле.
Красочным заключительным аккордом звучат скульптуры малых форм, изображающие героев опер «Сказка о царе Салтане» и «Золотой петушок». Их создатели – известные художники-скульпторы Дулёвского завода Галина Чечулина, дочь знаменитого скульптора Дмитрия Чечулина, автор множества композиций на темы русских сказок, опер, балетов и цирка, а также Ольга Богданова, удостоенная за свои работы бронзовой медали на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году.
Помимо этого, посетители увидят фотографии Н.А. Римского-Корсакова, авторские рукописи и прижизненные издания опер композитора, фотографии Федора Шаляпина в роли Ивана Грозного и многое другое. Мультимедийный ряд выставки представляют фондовые записи из коллекции Музея музыки – арии и симфонические фрагменты популярных опер великого композитора-сказочника.
Выставка начнет работу в Мемориальном музее-усадьбе Н.А. Римского-Корсакова в Вечаше (Псковская область, Плюсский район, п/о Которск, д. Вечаша) с 13 июля 2024 года.
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).