Top.Mail.Ru
Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Новости

Хранитель русской музыки

28.07.2022

Сегодня, 28 июля 2022 года, исполняется 140 лет со дня рождения большого музыканта и учёного Павла Александровича Ламма (1882–1951). Его имя вошло в историю музыкальной культуры благодаря громадным трудам по сохранению и научной публикации творческого наследия русских композиторов-классиков. Эти издания, по мысли Ламма, должны были представить текст композиторов без искажений и сделать доступным его для исполнителей и исследователей. Следуя образцам собраний сочинений, выпускавшихся в Европе с середины XIX века, в 1910-х годах Ламм инициировал проект Полного собрания сочинений М.П. Мусоргского и к концу 1930-х годов полностью его реализовал. Под руководством учёного было открыто и Полное собрание сочинений А.П. Бородина. В 1940-е годы Ламм подготовил к изданию несколько сочинений С.В. Рахманинова, а также первую оперу П.И. Чайковского «Воевода» и том его ранних оркестровых увертюр. Благодаря деятельности этого выдающегося специалиста, музыкантам-исполнителям стал доступен обширный пласт русской музыки, ранее почти или вовсе неизвестный.

 

П.А. Ламм. Фотопортрет. Москва, [к. 1910-х]

 

Павел Александрович Ламм происходил из семьи обрусевшего саксонца Александра Фёдоровича Ламма, приехавшего в Россию на заработки, поселившегося в Москве и впоследствии основавшего красильную фабрику. Несмотря на склонность и интерес к музыке, проявившиеся в детстве, поначалу ничто не говорило о том, что в будущем именно музыка станет главным делом Павла Александровича. По настоянию отца он в молодые годы готовил себя к участию в семейном деле, изучал коммерцию и юридические науки. Однако за смертью Александра Фёдоровича и с согласия своего старшего брата Владимира, бывшего талантливым певцом-любителем, в 1900-е Ламм приступил к регулярным занятиям фортепиано и теорией музыки (последнюю ему преподавал композитор А.Т. Гречанинов).

В 1906–1912 годы Ламм обучался на фортепианном отделении Московской консерватории. Подлинным призванием Павла Александровича стало выступление в ансамблях с певцами и исполнителями-инструменталистами. Самым ярким эпизодом исполнительской деятельности музыканта явилось его сотрудничество с певицей Марией Олениной-д’Альгейм, продолжавшееся с 1907 по 1913 годы. В 1910-е, по состоянию здоровья, Ламм был вынужден снизить публичную активность. В это время он много работал над переложениями для двух фортепиано в 8 рук сочинений разных жанров, которые использовались как в домашнем музицировании, так и для концертных исполнений.

В 1910-е годы Ламм начал сотрудничество с несколькими московскими музыкальными издательствами (П.И. Юргенсона, А.Б. Гутхейля, с Российским музыкальным издательством), а после революции 1917 года несколько лет возглавлял Государственное музыкальное издательство.

Оставив административную работу в начале 1920-х годов, Ламм поступил на работу в Московскую консерваторию, где вёл класс вокального ансамбля и класс изучения симфонической литературы, в котором давал ученикам играть по своим собственным восьмиручным переложениям. Эту практику горячо поддерживали выдающиеся музыканты того времени, в частности, пианист и профессор Московской консерватории Г.Г. Нейгауз. С начала 1930-х годов и до последних дней Ламм стал вёл класс камерно-инструментального ансамбля. Среди консерваторских учеников Ламма — пианист А.Н. Ведерников, виолончелист В.Л. Симон, певица Е.Д. Кругликова, дирижёр Л.М. Гинзбург.

 

Группа педагогов Московской консерватории по классу камерного ансамбля (П.А. Ламм — первый слева в первом ряду). Москва, [1930-е]

 

Павел Александрович был одарён не только колоссальной работоспособностью, талантами музыканта-исполнителя, учёного и педагога, но и большим дружелюбием, располагавшим к нему самых разных людей. Квартира Ламма в здании Московской консерватории и его дача на Николиной горе стали центрами притяжения музыкантов первой половины XX века. Там бывали как консерваторские ученики Павла Александровича, так и выдающиеся музыканты тех лет, в том числе композиторы Н.Я. Мясковский и С.С. Прокофьев. Память об этих удивительных оазисах, в которых соприкасалось великое наследие и сегодняшний день русской музыки, до сих пор жива в преданиях музыкальной Москвы.

 

Музыкальное собрание в квартире П.А. Ламма (Ламм — третий слева). Москва, [1930-е]

 

 

П.А. Ламм и Н.Я. Мясковский на даче. Пос. Николина гора (Московская область), 1949

 

В собрании Российского национального музея музыки хранится значительная часть документального наследия Ламма, включающая многочисленные рукописи его восьмиручных переложений, материалы по научному редактированию музыкальных произведений и громадную нотную библиотеку. Все эти материалы постоянно востребованы как в различных направлениях деятельности Музея музыки, так и у исследователей, обращающихся к фондам Музея в связи с изучением самых разных тем.