Top.Mail.Ru
Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Новости

Зажигающий огни джаза

14.12.2021

Сегодня, 14 декабря, исполняется 115 лет со дня рождения легендарной личности, корифея отечественного джаза, превосходного пианиста, композитора, музыканта с мировым именем Александра Наумовича Цфасмана.

В архивах Российского национального музея музыки хранятся интереснейшие предметы, связанные с его жизнью. Среди них – характеристика, выданная в 1960 году для туристической поездки на Цейлон, подписанная Вано Мурадели. В ней говорится: «…1906 г. рождения, еврей, беспартийный, образование высшее/окончил Московскую государственную консерваторию в 1930 году, член Союза композиторов с 1932 года, женат <…>[S1] . Политически грамотен и морально устойчив».

Этот документ демонстрирует его видимую благополучную творческую судьбу в нашей стране, хотя в те годы в Советском Союзе стать знаковым джазовым музыкантом – была задача трудновыполнимая, чреватая большими сложностями.

Первые собственные джазовые аранжировки А. Цфасман создавал в конце 20-х годов, слушая появляющиеся у нас пластинки английских, немецких и американских джазовых оркестров. Эта музыка несла с собой совершенно новый ритм «буржуазной жизни». Задача ассимилировать международный джазовый опыт в отечественную музыкальную культуру была под силу только такому большому мастеру, каким был А.Н. Цфасман.

Внешне, Александр Наумович, он был скромным и деликатным человеком, даже можно сказать незаметным: небольшого роста, всегда элегантно одетый в костюм с белоснежной рубашкой. Во время многочисленных интервью, он всегда предпочитал подтверждать свои мысли игрой на инструменте.

Когда семья парикмахера Наума Исааковича в 1917 году переехала из небольшого украинского городка Александровска (ныне Запорожье) в Нижний Новгород, то в округе их квартиры, у соседей, у друзей, и знакомых скоро не осталось ни одного фортепиано, на котором бы не играл А. Цфасман. Он не только великолепно исполнял произведения Моцарта, Шопена, Листа, но и увлеченно интересовался эстрадной музыкой. Учась в Горьковском музыкальном техникуме, он осваивает игру на барабанах и участвует в симфоническом оркестре.

В 1923 году Москва открыла для юного и невероятно талантливого музыканта новые возможности. В 1927 году Александр Наумович создает первый в СССР джазовый оркестр – АМА-джаз (АМА – Ассоциация московских авторов), его оркестр набирает огромную популярность. Слушатели следили за выступлениями оркестра, стремились попасть на те концерты, где в программе значился оркестр Цфасмана: в сад «Эрмитаж», концертные эстрады, в фойе кинотеатров и даже в лучшие рестораны. Разгар популярности оркестра Цфасмана приходится на тридцатые годы. В репертуаре его нового коллектива «Московские ребята» звучали знаменитые джазовые произведения Цфасмана: «Неудачное свидание», «Звуки джаза», «В далекий путь», «Ожидание», «Приятная встреча», «Я люблю танцевать» и многие другие. Мелодии их несколько напоминают советские песни, но мастерская аранжировка, гармонические находки лишают их победоносного, излишне слащавого и сентиментального звучания. Его композиции жизнерадостны, гармоничны с яркой проникновенной лирикой.

Имя Цфасмана всегда было нечто большее, чем выступление его оркестра. Он был несомненным лидером инструментальной джазовой музыки своего времени и воспринимал ее, как танцевальную, легкую. Несмотря на такое определение, на репетициях оркестра Цфасман превращался в «тирана», требуя от музыкантов безупречного слаженного исполнения, достигая высокого уровня профессионализма в игре. Он первый, кто выпустил в Советском Союзе джазовую пластинку и начал транслировать джазовые сочинения и аранжировки на всю страну, возглавив в 1938 году оркестр Всесоюзного радио.

Новый виток в профессиональной карьере профессионального музыканта стала учеба в Московской консерватории у знаменитого Ф. Блуменфельда. В 1930 году он оканчивает её с золотой медалью. Выдающиеся способности Цфасмана-пианиста были отмечены профессорским составом консерватории (А.Б. Голденвейзером, Г.Г. Нейгаузом и другими), и выпускник был рекомендован вместе с Л. Обориным продолжить учебу за границей. Но разве это предложение, когда музыкант считает джаз своим главным призванием?.. Джаз больше всего интересует его в жизни, и, как однажды музыкант сказал в одном из своих интервью: «джазовой музыкой он сможет дать наибольшую пользу и радость людям».

Редкие семейные фотографии из фонда музея Музыки открывают нам разные грани его личности. В заключение предлагаем Вам послушать одно из сочинений Александра Цфасмана в авторском исполнении из фондовых записей музея Музыки.