Международный женский день празднуется во многих странах уже больше века. Возникнув как день борьбы за права женщин, эта дата со временем перестала ассоциироваться с торжеством равенства. Сегодня 8 Марта воспринимается как день весны, красоты и внимания к представительницам прекрасного пола, а потому было бы интересно обратиться к истории и вспомнить, как менялось положение и роль женщины в музыкальном искусстве в разные времена.
Ещё несколько веков назад социальные стереотипы ограничивали доступ женщин в мир музыки. Искусство не могло стать для них чем-то большим, чем просто любимым занятием. Женщинам отводилась роль жён и матерей, не более того. К тому же, повсеместно бытовало мнение о том, что они не обладают достаточными интеллектуальными и эмоциональными способностями для какого-либо серьёзного обучения, а полученные знания могут отвлекать от обязанностей хранительниц очага. Этот социальный стереотип всячески культивировался и перетекал из века в век, не позволяя женщинам преодолеть представления о себе как о «просвещённых дилетантах».
Постепенно ситуация менялась и женщины стали сочинять музыку, но единственной социально одобренной ролью для них оставалась роль автора инструментальных миниатюр и песен. Вся музыка, написанная женской рукой, предназначалась исключительно для домашнего музицирования, а поэтому эти произведения практически не публиковались и не исполнялись перед широкой публикой.
Дамы достаточно ловко выходили из сложившейся ситуации. Например, все известно имя Антонио Вивальди. Правда, малоизвестен тот факт, что под своим именем он творил не один! Псевдоним «Вивальди» взяла его ученица Лавиния Фуджита. Благодаря этому ей удавалось слышать исполнения своих произведений на сцене и видеть производимый ими фурор. Однако стоило правде выйти наружу, девушку «приговорили» к полному отречению от музыки, а сама она была вынуждена бежать из Венеции.
Предрассудки не утратили свою силу и в XIX веке: кто бы мог подумать, что Феликс Мендельсон опубликовал под своим именем несколько вокальных миниатюр своей сестры Фанни Гензель! Торжествовал простой принцип: «Я не могу позволить ей что-либо публиковать, так как это противоречит моим взглядам <…> Фанни слишком женщина для этого и должна присматривать за своим домом, а не думать о публичном музыкальном мире», – писал композитор [3, 357].
Между тем даже в таких условиях женщины нередко бросали вызов обществу. Например, Луиза Фарранк, заручившись поддержкой мужа, стала активным пропагандистом собственной музыки. Она писала в «запрещённых» для женщин крупных жанрах (симфония, квартет) и устраивала ежегодные авторские концерты. Ей удалось преодолеть стереотип о социальной роли женщины, став профессором Парижской консерватории. Для того времени подобное событие было нонсенсом, потому что женщины к преподаванию в вузе не допускались.
Младшей современницей Луизы Фарранк была одна из самых выдающихся пианисток эпохи романтизма Клара Шуман (в девичестве Клара Вик). Она добилась мирового артистического признания. Несмотря на столь юный возраст и женский пол, в восемнадцатилетнем возрасте она была удостоена титула Королевского и Императорского виртуоза. Клара Шуман выступала в фортепианных ансамблях с самыми известными пианистами и композиторами XIX века: Игнацем Мошелесом, Феликсом Мендельсоном, Ференцем Листом, Иоганнесом Брамсом и Антоном Рубинштейном. Она нередко появлялась на сцене с известной певицей Полиной Виардо, которая рекомендовала её на гастролях в России: «Я оставляю Вам Г-жу Клару Шуман; она на фортепиано поёт лучше меня» [5, 119]. Заработок с концертов пианистки составлял внушительную часть бюджета семьи Шуманов. Кроме того, Клара писала музыку и занималась преподаванием — многие из её учеников стали знаменитыми музыкантами своего времени.
В России первым профессиональным женщиной-композитором стала Валентина Серова (урождённая Бергман) – супруга композитора и музыкального критика Александра Серова и мать художника Валентина Серова. Она писала оперы, была почетным членом Общества содействия устройству общеобразовательных народных развлечений, поддерживала дружеские отношения с Фёдором Шаляпиным и была знакома с зарубежными композиторами – Рихардом Вагнером и Ференцом Листом. Её деятельность захватывает начало XX века – время, когда женщины, наконец, расширили свои позиции в музыкальном искусстве и начали получать заслуженное признание.
В XX столетии женщин-композиторов начали воспринимать наравне с композиторами-мужчинами. Например, во Франции существовало творческое объединение «Шестёрка», где на равных правах с мужчинами свою музыку писала Жермен Тайфер. В России имена женщин-композиторов, чей творческий путь начался в середине прошлого столетия, у всех на слуху и в наши дни. В их наследии – академические произведения, хиты советской эстрады, киномузыка. Например, все мы знаем и любим многочисленные песни Александры Пахмутовой; каждый в детстве смотрел мультфильм «Маугли» с музыкой Софии Губайдулиной. В академической среде в России и за рубежом наравне с творчеством Губайдулиной сочинения ещё одной культовой фигуры авангарда 1970-х годов – Галины Уствольской.
На протяжении нескольких веков женщины вносили свой вклад в музыкальное искусство. Судьба их творчества была разной: имена многих, в силу исторических обстоятельств, канули в Лету, а чьё-то музыкальное наследие живёт до сих пор. Культурная и социальная ситуация прошлых столетий, бесследно поглощавшая творчество женщин-композиторов, не помешала им пройти долгий путь от забвения до признания, и сегодня для нас постоянно открываются новые интересные штрихи этого многовекового путешествия.
Список литературы:
1. Гладкова, О. Г. Галина Уствольская. Музыка как наваждение / О. Г. Гладкова // М.: Музыка, 1999. – 174 с.
2. Иванова, С. В. Женщины-композиторы XVIII века / С. В. Иванова // Вестник ЧГПУ. – Челябинск: Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2009. – № 12. – С. 238-245.
3. Иванова, С. В. Зарубежные женщины-композиторы в социокультурной ситуации XIX века / С. В. Иванова // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет им. Н. И. Лобачевского, 2010. – № 4 (1). – С. 354-360.
4. Иванова, С. В. Неизвестные женщины-композиторы XVI века / С. В. Иванова // Старинная музыка. – М.: ПРЕСТ, 2010. – № 3 (49). – С. 2-5.
5. Родионова, А. В. Женщины в истории мирового искусства. Клара Шуман / А. В. Родионова // Искусство глазами молодых. – Волгоград: Волгоградская консерватория (институт) им. П.А. Серебрякова, 2022. – С. 112-120.
6. Холопова, В. Н. София Губайдулина. – М.: Композитор, 2008. – 400 с.
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).