«Жить – это значит работать во всю силу своих способностей и возможностей на благо Родины».
Сергей Никифорович Василенко
Русский и советский композитор, дирижёр и педагог Сергей Никифорович Василенко (1872–1956) родился 30 марта 1872 года в Москве, в большой и состоятельной дворянской семье. Отец, Никифор Иванович Василенко, владевший имениями в Самарской губернии, а затем в Елецком уезде Орловской губернии, дал своим детям прекрасное воспитание и образование. В семье поощряли занятия музыкой, на дом приглашали преподавателей французского и немецкого языков. Сергей Никифорович свободно владел английским, немецким и французским языками.
Сравнительно поздно, с четырнадцати лет, он начал систематически заниматься музыкой в гимназии Франца Креймана – одной из лучших частных гимназий для мальчиков. Занятия включали игру на фортепиано, кларнете, трубе и теорию музыки. С 1888 года он брал частные уроки фортепиано у Ричарда Ноха, а с 1889 года занимался теорией музыки, гармонией и инструментовкой у А.Т. Гречанинова, композицией у Г.Э. Конюса. По желанию отца он поступил на юридический факультет Императорского Московского университета и в 1895 году блестяще заканчил его с дипломом первой степени.
К удивлению своего научного руководителя – декана юридического факультета профессора В.А. Легонина, Сергей Василенко принял решение отказаться от юридической карьеры. По словам Сергея Никифоровича, профессор был необычайно поражён, решив, что его лучший ученик сошёл с ума. В 1895 году он поступает в Московскую консерваторию. «Я желаю посвятить на музыку все свои силы и способности. Позволяю себе объяснить это Вам с той целью, чтобы показать, какое великое сделали Вы мне добро и насколько я должен быть глубоко признателен Вам», – писал он С.И. Танееву 8 июня 1895 года 1.
Учителями Сергея Никифоровича в Московской консерватории стали выдающиеся деятели русской музыкальной культуры: В.И. Сафонов, М.М. Ипполитов–Иванов, С.В. Смоленский. Особое влияние на становление молодого музыканта оказал его педагог и наставник С.И. Танеев, высоко ценивший способного ученика. С.И. Танеев познакомил его с П.И. Чайковским, А.С. Аренским, В.В. Стасовым, Н.Д. Кашкиным и многими другими видными деятелями русской музыкальной культуры. Позднее Василенко удалось сблизиться с такими выдающимися композиторами петербургской школы, как Н.А. Римский–Корсаков, М.А. Балакирев, А.К. Глазунов, А.К. Лядов. Ему довелось знать также многих великих деятелей русской культуры: Ф.И. Шаляпина, Л.В. Собинова, М.А. Врубеля, А.М. Васнецова, В.Д. Поленова, М.В. Нестерова. С выдающимся виртуозом-балалаечником Николаем Осиповым, для которого композитор написал «Концерт для балалайки с симфоническим оркестром», его связывала творческая дружба.
В 1901 году Василенко закончил Московскую консерваторию по классу свободного сочинения с малой золотой медалью. В 1903–1905 годах он становится вторым дирижёром Московской частной оперы Саввы Мамонтова. Далее последовали приглашения на должность дирижёра в оркестр Кисловодска, в Берлинский Филармонический оркестр, а также на должность помощника оперного дирижёра в Большой Театр.
Композитор пробовал свои силы в различных музыкальных жанрах. Ещё в консерватории, под руководством С.В. Смоленского, он занялся изучением и расшифровкой крюковых нотаций, а в его творчестве появились архаичные интонации и древнерусские напевы. Это увлечение старинными знаменными распевами и русским фольклором нашло отражение в ранних сочинениях Василенко, таких как кантата «Сказание о великом граде Китеже и светлом озере Светлояре» на сюжет легенды староверов–схимников Волжского региона. Кантата имела очень большой успех, была высоко оценена Н.А. Римским–Корсаковым, а сам автор был награжден золотой медалью.
Позднее последовало временное увлечение декадентской символикой, мистикой. С 1906 года в его сочинениях прослеживается связь с поэзией символизма (оркестровые пьесы «Сад смерти» и «Полёт ведьм», романсы на стихи А.А. Блока и В.Я. Брюсова). Затем Василенко обращается к фольклорному наследию восточных народов, используя восточные мотивы в своих произведениях (балеты «Нойя» и «Иосиф Прекрасный»), и к старинной музыке западноевропейских композиторов («Четыре пьесы на темы лютневой музыки XVI-XVII вв.» для виолончели и фортепиано).
Творческое наследие Сергея Никифоровича Василенко обширно и разнообразно. Им было написано более 146 опусов, среди которых шесть опер, восемь балетов, пять симфоний, сочинения для оркестра, концерты, камерные и вокальные сочинения, романсы, музыка к драматическим спектаклям и фильмам.
Сергей Никифорович приобрёл известность и как искусный мастер оркестровой инструментовки. В 1907 году М.М. Ипполитов–Иванов, директор Московской консерватории в 1906–1922 годы, предложил ему вести курс по инструментовки и композиции. Эту должность Василенко занимал почти полвека, до самой своей смерти. Ему принадлежат фундаментальные труды по истории музыки и искусству инструментовки.
Василенко известен не только своей композиторской и педагогической, но также и яркой просветительской деятельностью. С 1907 года при Императорском Русском музыкальном обществе Василенко организовал серию знаменитых Исторических общедоступных концертов с целью знакомства широкой публики с музыкой разных эпох. В роли дирижёра и одновременно в роли лектора Сергей Никифорович выступал в течение всех десяти лет их существования (до 1917 года). Из личных средств Василенко приобретал издания для нотной библиотеки, оплачивал труд музыкантов – инструменталистов и певцов. В библиотеках Милана, Парижа, Вены, Дрездена, Нюрнберга и других европейских городов им разыскивались рукописи старинных мастеров, которые затем переписывались и пересылались в Москву.
За долгие годы работы в Московской консерватории Сергей Никифорович воспитал блистательную плеяду советских музыкантов, среди которых: А.В. Александров, А.Н. Александров, Н.С. Голованов, А.Ф. Козловский, Д.Р. Рогаль-Левицкий, А.И. Хачатурян и др.
Современники и ученики Василенко с уважением и любовью вспоминают его как талантливого, глубоко эрудированного и тонкого музыканта, преданного последователя русской композиторской школы, как человека большой доброты, светлого ума, большой скромности и отзывчивости.
1 Василенко С.Н. Письма С.И. Танееву. – Клин: ГМЗЧ, ф. 5 (Танеев Сергей Иванович), оп. 1, ед. хр. 230.
Список иллюстраций
1. Сережа Василенко. Детский портрет 3-х лет. Стоит возле лошадки.
2. Сергей Василенко. Портрет в детстве 4-х лет.
3. С.Н. Василенко. Портрет в детстве 7-ми лет. Сидит в кресле.
4. С.Н. Василенко. Портрет в годы учебы в Московской Консерватории.
5. С.Н. Василенко. Портрет в период выступления дирижером.
6. Группа музыкантов. Сидят слева направо Эрдели, Василенко, Глиэр, Гнесина. Стоят - Прокофьев, Белый, Хачатурян.
7. Василенко С. Н. с оркестром Государственной Филармонии в Большом Зале Консерватории.
8. Группа музыкантов симфонического оркестра возле летнего здания. Сидят. Пятый слева Василенко С. Н.
9. Василенко С. Н. Портрет в среднем возрасте.
10. Василенко С. Н. Портрет в пожилом возрасте. С дарственной надписью Зряковскому Н. Н.
11. Василенко С. Н. Портрет в пожилом возрасте с орденом.
12. Василенко С. Н. в кресле на балконе своей дачи «Джульбарс».
13. Программа Симфонического концерта из произведений и п-у С. Н. Василенко. С участием В. Н. Петровой-Званцевой.
14. Программа. Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. «Суворов» - опера С. Н. Василенко.
15. РМО. Московское отделение. Программа 3-го исторического концерта симфонической музыки под управлением С. Н. Василенко.
16. РМО. Программа Пятого исторического концерта симфонической музыки под управлением С. Н. Василенко.
17. Василенко С.Н. Василенко С. Н. Концерт для кларнета с оркестром. Клавир. С дарственной надписью Зряковскому Н.
18. Василенко С.Н. Василенко С. Н. «Праздничная увертюра» для оркестра русских народных инструментов. Партитура.
19. Василенко С.Н. Соч. 134. Концерт № 2 g-moll для скрипки с оркестром в 3-х частях.
20. Театр оперы и балета им. Свердлова. «Суворов» - опера С. Н. Василенко. Программа.
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).