Top.Mail.Ru
Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Новости

Жизнь как служение театру

11.11.2021

Владимир Сергеевич Алексеев (11 ноября 1861 — 8 февраля 1939) — русский оперный режиссёр, театральный педагог, переводчик, заслуженный артист РСФСР. Старший брат и сподвижник Константина Сергеевича Станиславского.

Владимир Сергеевич родился в Москве, в семье потомственного почётного гражданина, промышленника Сергея Владимировича Алексеева и был старшим из десятерых детей. Он обучался в Лазаревском институте восточных языков, а затем на юридическом факультете Московского университета. Музыкальное образование получил под руководством преподавателей Московской консерватории В.И. Вильборга (рекомендованного самим Н.Г. Рубинштейном) и П.Т. Конева.

Вместе с младшим братом Константином (Константином Сергеевичем Станиславским, будущим режиссером, основателем Московского Художественного театра), Владимир с детских лет увлекался домашними театральными постановками. Родители поощряли любовь детей к театру. Регулярно, с самого раннего возраста, вся семья посещала Малый театр, а также оперу, где на весь сезон для Алексеевых была абонирована ложа. Со временем детское увлечение привело к созданию домашнего театра — так называемого «Алексеевского драматического кружка» (1877–1887), в котором обладающий музыкальными способностями Владимир стал концертмейстером и руководителем по музыкальной части. Для театральных представлений к родовому особняку у Красных Ворот был пристроен двухэтажный флигель с просторным зрительным залом на триста мест и сценой. Постановки Алексеевского кружка неизменно отличались высоким художественным вкусом и исполнительским мастерством. Здесь играли с благотворительной целью лучшие артисты Малого театра, а каждый спектакль привлекал внимание не только знакомых семьи, но и всей театральной Москвы того времени. Постепенно репертуар усложнялся, в нем чаще стали появляться новые оперетты, совсем недавно поставленные в Европе, такие как «Мадемуазель Нитуш» и «Лили» Ф. Эрве и другие. Позднее Владимир Сергеевич в качестве режиссера принимал участие в постановках опер «Мегаэ» композитора А. Венявского в Мариинском оперном театре, «Луизы» Г. Шарпантье у С.И. Зимина. По его инициативе, под его и Константина Сергеевича руководством была поставлена в Москве в концертном исполнении сказка А.Н. Островского «Снегурочка» с музыкой П.И. Чайковского. В организованном Станиславским Обществе искусства и литературы Владимир Сергеевич как музыкант и режиссер принимал участие в постановках «Отелло», «Уриэль Акоста» и других спектаклей.

 

В 1910 году Владимир Сергеевич привез из Италии подаренный Д. Пуччини клавир оперы «Мадам Баттерфляй» («Чио-Чио-Сан»), перевел её на русский язык и по возвращении в Россию предложил к постановке С.И. Зимину. Премьера этого бесспорного шедевра итальянской оперы на сцене Оперного театра В.И. Зимина имела очень большой успех. «Мадам Баттерфляй» вскоре вошла в репертуар большинства российских оперных театров. В 1913 году В.С. Алексеев, как переводчик и знаток японской культуры, выступил консультантом постановки «Мадам Баттерфляй» («Чио-Чио-Сан») в Петербургском Мариинском театре.

Когда в 1918 году Константин Сергеевич Станиславский организовал Оперную студию Большого театра, творческие пути обоих братьев вновь сошлись, чтобы не расходиться уже до конца их дней. Владимир Сергеевич стал ближайшим помощником брата в развитии системы реалистического музыкального театра, одним из организаторов и основателей Оперного театра имени К.С. Станиславского. В Оперном театре совместно с Константином Сергеевичем им были поставлены оперы: «Царская невеста», «Богема», «Майская ночь», «Золотой петушок». В качестве режиссера он принимал участие в постановке опер: «Евгений Онегин», «Вертер», «Тайный брак», «Севильский цирюльник». Многие из этих опер прочно утвердились в театральных репертуарах и пользуются громадной популярностью.

Более 20 лет прослужил Владимир Сергеевич Алексеев в Оперном театре им. К.С. Станиславского, где был режиссером и преподавателем ритмики до последних дней жизни. К.С. Станиславский писал брату: «В области ритмики… ты — один и никем не заменяем. <…> …У меня нет режиссёра, который наравне с режиссёрскими и учительскими данными был бы музыкантом, понимал бы вокал и знал бы ритмику, систему, музыкальную, оперную литературу…» (К. С. Станиславский — В. С. Алексееву, письмо от 1 марта 1928 года).

В последние полгода своей жизни, после смерти брата, Владимир Сергеевич стал той живой нитью, которая продолжала соединять театр со своим гениальным учителем.

Помимо работы в Оперном театре, Владимир Сергеевич преподавал во МХАТе и его студиях, в опере С.И. Зимина, в студии «Синяя птица». Он также известен, как крупный переводчик иностранных опер. Им переведено на русский язык множество опер с итальянского, немецкого, английского, французского и испанского языков. Кроме того, он собирал и переводил испанские, мексиканские и кубинские народные песни.

Владимир Сергеевич Алексеев был прежде всего глубоко образованным музыкантом, тонко знающего законы сопряжения слова с музыкой. В этой области его заслуга неизмерима.