
В 2022 году Виктору Цою исполнилось бы 60 лет. Он трагически погиб в возрасте 28 лет в автокатастрофе в Латвии15 августа 1990 года, когда его автомобиль столкнулся с автобусом. Однако популярность знаменитого советского рокера не убывает до сих пор. Об этом свидетельствуют выставки, спектакли, концерты, фильмы, посвященные музыканту (например, выставка-байопик «Виктор Цой. Путь героя» в Московском Манеже).Его творчество вдохновляет наших современников на создание новыхинтерпретаций давно знакомых песен. Все это говорит о том, что Виктор Робертович был личностью большого масштаба, внесшей значительный вклад в историю отечественной культуры, воздействуя на массы людей своими песнями, многогранным оригинальным творчеством, отношениемк жизни. «Мы ждем перемен» – эта фраза из его песни стала девизоммолодого поколения последнего десятилетия ХХ-го столетия.
Широкая общественность смогла увидеть нового героя молодежи – Виктора Цоя – в 1987 году, когда на экраны вышел фильм Сергея Соловьева «Асса».
Виктор Цой с детства был склонен к творчеству: он увлекался музыкой и рисованием. Учился в художественном училище (но не окончил его), затем осваивал профессию резчика по дереву. Это позволило ему заниматься изготовлением маленьких японских фигурок «нэцке». Его привлекала восточная философия и русская культура (особенно связанная с рок-движением). Уже в школьном возрасте Виктор начал выступать в рок-ансамбле – его первая группа именовалась «Палата № 6». Позже были и другие оригинальные названия, но широкая слава пришла к коллективу, названному«Кино». Первый альбом «45» вышел в 1982 году (цифра 45 обозначала время звучания треков в альбоме). Музыканты группы много общались с лидерами отечественной рок-сцены: среди тех, с кем они взаимодействовали, был известный рок-музыкант Борис Гребенщиков, лидер группы «Аквариум», который оказал значительную помощь в осуществлении звукозаписи альбома.
Виктор Цой был страстно увлечен рок-музыкой: он говорил, что готов играть где угодно – в квартире, подпольном клубе, в большом зале. Был готов играть бесплатно, лишь бы его услышали – столь необходимо ему было самовыражение, возможность высказать свои мысли на публику.
И он выступал, записывал альбомы, снимался в кино, рисовал. Цой входил в группу «Новые художники», посвященную авангарду, темам поп-арта, работавшую в жанрах комиксов и граффити.
В конце 90-х годов Виктор Цой гастролировал уже не только в СССР, но и с успехом выступал на рок-фестивалях за рубежом. Темы, которые поднимал рок-лидер в своих песнях, затрагивали социальные стороны жизни; его тексты – яркие, оригинальные и в тоже время простые и понятные массовой аудитории. В свои 28 лет Цой смог добиться необычайной популярности и уважения среди миллионов слушателей из разных стран. Поэтому феномен Цоя специалисты разных направлений изучают как социальное явление.
В Российском национальном музее музыке в рамках Всероссийской акции «Ночь в музее» прошли мероприятия в честь лидера молодежи: «Русский рок в Музее музыки» – выставка, лекция и музыкальный квартирник, посвященные Виктору Цою и группе «Кино» (2). Доктор филологических наук Юрий Долманский в своей лекции (1) в Музее музыки рассказал слушателям о необычайной жизненной силе любимого многими поколениями рокера СССР Виктора Цоя, певшего
«Снова Солнца на небе нет, снова бой, каждый сам за себя,
И, мне кажется, Солнце – не больше, чем сон…» (3).
Ссылки:
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).