Top.Mail.Ru
Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Черкасская Ж.И.

Фотографии на почтовых карточках и драмы коллекционирования

Ж.И. Черкасская, научный сотрудник Российского национального музея музыки

В начале XX века в России приобретает большую популярность новый формат фотографии — фото на почтовой карточке в стандартных размерах 14х9 см, или так называемое «открытое письмо». На таких карточках часто печатались и продавались фотопортреты знаменитостей того времени — музыкальных деятелей, ученых и писателей, а также модных театральных артистов в их самых известных образах. Фотооткрытки были сравнительно дешевы и доступны, ими обменивались по почте и собирали из них личные коллекции.

Любопытное свидетельство моды на коллекционирование фотокарточек можно прочесть на обороте открытки, которая хранится в фонде фотопозитивов Музея музыки. На открытке изображен петербургский артист балета Самуил Андрианов в роли Альберта из балета «Жизель» Адольфа Адана. Фотокарточка датирована 1915 годом и напечатана в фотоателье «Фотография Карла Фишера» в Санкт-Петербурге — сеть фотографических заведений под брендом «Фишер» была одним из самых известных производителей фотографии в дореволюционной России и имела филиалы в нескольких городах, в том числе и в Санкт-Петербурге.



«27 янв. Боюсь, что письмо мне будет слишком тяжелым и потому посылаю прямо открытки в конверте без письма. Посылаю тебе пока двух балетных. Андрианов и Лешков, потом пришлю еще. Здесь ведь тоже Фишер уже тю-тю и нужно будет спросить где продаются артисты».

Неизвестный автор послания отправляет своему адресату «двух балетных» — две открытки с артистами балета — и сетует на то, что «здесь» — скорее всего, в Санкт-Петербурге — «Фишер уже тю-тю». Это означает, что-то случилось с фотоателье «Фотография Карла Фишера» в Санкт-Петербурге — возможно, оно закрылось по неизвестным причинам или попросту больше не выпускает нужные автору открытки. Утрата места, где «продаются артисты», ощущается как маленькая личная драма, ведь это нарушает привычные для автора послания практики коллекционирования фотографий.

Не менее интересна другая фотокарточка с похожей надписью, которая также хранится в фонде фотопозитивов. На открытке изображен артист балета Михаил Фокин в роли Жана де Бриена из балета «Раймонда» Александра Глазунова. Открытка также произведена в фотоателье «Фотография Карла Фишера» в Санкт-Петербурге и датирована 1913 годом.



На обороте карточки можно прочесть полустертое послание карандашом, в котором бурлят эмоции:

«<...> Я <серьезно> обижена. У Иовочки и Сержа карточки мне <подарок> снимал Гридин, а мне ты их не посылаешь, и на мои вопросы о них – молчишь. Вот так дружба, ты <Свинья> это ясно! Я сердита и обижена. Пришли же!»

Неизвестная сочинительница послания требует прислать ей фотокарточки, которые ей «снимал» в подарок общий знакомый. Контекст надписи не до конца понятен, но ясны по крайней мере две вещи: во-первых, что фотокарточки используются как способ коммуникации — адресантка требует прислать нужные ей фотографии с помощью другой фотографии, а во-вторых, что коллекционирование фотокарточек становится поводом для драмы в отношениях — адресантка рассержена на своего друга за то, что тот долго не присылает ей нужные фотографии.

Обе открытки поступили в фонд Музея вместе с фотоальбомом — в нем собрана коллекция из фотооткрыток с изображениями артистов балета в разных ролях. Этот альбом — «Альбомъ для открытыхъ писемъ» — предназначался для коллекционирования почтовых карточек и представляет собой ценное свидетельство эпохи. На обложке альбома размещена цветная иллюстрация в стиле «ар-нуво»: в левой части изображения стоит девушка с каштановыми волнистыми волосами до колен, одетая в хитон белого цвета в античном стиле. Хитон украшен золотистыми цветами. Слева от девушки стоит низкий столик, на котором рассыпаны письма в конвертах. В правом верхнем углу, на фоне солнца с прямыми золотистыми лучами, изображена летящая птица с письмом в клюве. Девушка смотрит на птицу и протягивает левую руку к конверту.

Стилистика «ар-нуво» продолжается и внутри альбома — листы желто-зеленого цвета украшены орнаментами в виде цветов и стеблей травы. На листах альбома сделаны прорези — в них можно было вставлять фотографии и собирать из них свою личную коллекцию.


 

 

 

Брасовский альбом