Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Гинзбург Т.В.

«Послушайте плута Россини» (Кантата «Аврора»)

Т.В. Гинзбург, старший научный сотрудник Российского национального музея музыки

 

Сегодня предлагаем не только вспомнить один из ценнейших предметов из коллекции Российского национального музея музыки, но и прослушать редкую аудиозапись из фондов.

Речь идет о кантате «Аврора» Джоаккино Россини для тенора, баритона и контральто в сопровождении фортепиано. В Музее хранится нотная тетрадь в красном кожаном переплете с тонким золотым бордюром и изображением лиры. Партитура (19 листов нотной бумаги) написана рукой самого Россини, в эскизной манере — скорописью, без помарок и исправлений, но с сокращенными обозначениями, пропусками знаков альтерации, встречающимися описками. Каллиграфическая же надпись на титульных листах и полный литературный текст кантаты, скорее всего, были доверены постороннему лицу и не являются автографом композитора.

В 1815 году Россини преподнес в дар княгине Екатерине Ильиничне Кутузовой (1754–1840), вдове великого полководца М. И. Кутузова, кантату своего сочинения. Подарок был сделан к именинам княгини (24 ноября по старому стилю), о чем говорит текст посвящения. В этом году Екатерина Ильинична совершала путешествие по Италии, посещала Флоренцию, Неаполь, Рим. Вероятно, тогда состоялось знакомство композитора и княгини, хотя документальные источники не сохранили свидетельств их встреч. Но Е. И. Кутузова страстно любила театр, музыку, посещала салоны, принимала знаменитостей у себя, и известный итальянский музыкант вполне мог входить в круг ее знакомых.

Посвященное имениннице произведение облечено в форму изящной мифологической сцены. Кантата написана для трех исполнителей: двух Гениев и Авроры (Утренней зари). Партия Авроры предназначена для низкого женского голоса и, в отличие от других виртуозно сложных партий, характеризуется большей простотой. Это позволяет предположить, что исполнять роль Авроры должна была сама именинница.

Создавая «Аврору», Россини использовал в кантате тему популярной русской народной песни «Ах, зачем было огород городить». А спустя три месяца эта мелодия зазвучала на премьере оперы «Севильский цирюльник» — в блестящем финале оперы Россини снова использовал так понравившуюся ему песню.

Сохранились воспоминания о живой реакции в ту пору юного, а впоследствии известного композитора А. Варламова на первое знакомство с оперой Россини: «…когда в финале последнего акта раздались звуки знакомой каждому из нас русской песни <…>, он чуть не вскочил с места. “Экой плут! — сказал он радостно, — ведь это он у нас украл, а хорошо, мастерски свел на польский”» — то есть полонез. Так русская песня вошла в одну из самых прославленных опер мира.

В 1955 году кантата в редакции сотрудницы Музея музыкальной культуры Е.Н. Рудаковой была впервые опубликована — в виде нотного приложения к журналу «Советская музыка». Русский текст кантаты был написан Д. Самойловым.

Исполняется кантата крайне редко. В фонде Музея на магнитной пленке сохранилась редкая запись, сделанная в июле 1957 года, где партию Авроры исполняет выдающаяся камерная певица Зара Долуханова (исполнители партий Гениев на пленке не указаны).


ФАЙЛЫ:

 

 

Афиша спектакля «Севильский цирюльник дыбом» из собрания дирижера Н.С. Голованова