М.З. Воробьева, научный сотрудник Российского национального музея музыки
Музыка стиха и поэтичность в музыке! Чуткость к этим проявлениям гармонии объединила музыканта-исполнителя Марию Соломоновну Неменову-Лунц (1879–1954) и писательницу, поэтессу Татьяну Львовну Щепкину-Куперник (1874–1952).
Российский национальный Музей Музыки хранит свидетельства этой возвышенной дружбы: письма и стихи Т.Л. Щепкиной-Куперник, написанные под впечатлением от игры М.С. Неменовой-Лунц. А в мемуарах М.С. Неменовой-Лунц особое место занимает Т.Л. Щепкина-Куперник: «На мою долю выпала счастливая возможность много и часто играть Т.Л. <….>. Это всегда была не только стимулирующая, но и вдохновляющая атмосфера. Хотелось как можно полнее выявить всё содержание музыки, вложить всё в свои исполнительские возможности».
Пианистка М.С. Неменова-Лунц, ученица А.Н. Скрябина, обладала филигранной техникой исполнения и необычайно широким творческим диапазоном, имея в репертуаре произведения разных эпох и стилей. В творчестве писательницы Т.Л. Щепкиной-Куперник ее подкупала «искренность, душевная теплота, изящество формы и язык, острый юмор под добродушным внешним покровом, разнообразие сюжетов, типов, неожиданных ситуаций…» Но больше всего она ценила музыкальность и поэтичность красок, «изобразительность выразительных средств».
Они познакомились в 1924 году на юбилее Малого театра. Татьяна Львовна читала стихотворение памяти своего великого предка. Мария Соломоновна — «набравшись храбрости» — осмелилась подойти к ней и высказать ей «все теплые слова, на которые была способна». Татьяна Львовна приняла это выражение чувств со свойственной ей душевностью, внимательностью, пригласив пианистку в гости. Вскоре игра М.С. Неменовой-Лунц стала насущной потребностью для поэтессы. «Т.Л. страстно любила музыку <….> Для нее музыка была не приятным развлечением, а огромным необъятным миром глубоких переживаний и больших, рожденных этим искусством мыслей».
Вот одно из стихотворений 1927 года, принадлежащих перу Т.Л. Щепкиной-Куперник и навеянных игрой М.С. Неменовой-Лунц:
В жизни трудной — в жизни печальной —
Иногда заблестит для нас,
Как нежный «момент музыкальный» —
Счастливый и светлый час…
В этой Комнатке — мирной и милой —
На всем есть своя печать…
Долго будет с особой силой
В душе — Ваш «Блютнер» звучать…
Спасибо — что вздохом Шопена,
Улыбкой моцартовских грёз —
Вы вырвали душу из плена
Тоски и мертвящих слёз.
Спасибо… вся жизнь ведь — разлука,
Но есть и свидания в ней.
Я буду мечтать — о музыке Глюка —
О встречах будущих дней.
Москва, 1927.01.11
Дружба пианистки Марии Соломоновны Неменовой-Лунц и писательницы Татьяны Львовны Щепкиной-Куперник продолжалась без малого почти тридцать лет. При этом взаимное уважение, переходящее в восхищение, только возрастало. В конце своей жизни Мария Соломоновна Неменова-Лунц писала об удивительном музыкальном чувствовании, присущем Т.Л. Щепкиной-Куперник: «В наши дни много говорим о раскрытии содержания музыкального произведения, о полноте художественного образа. Т.Л. не будучи музыкантом по специальности, с исключительной интуицией умела схватить суть и дух произведения. Помню очень интересные ее высказывания в плане программности по поводу целого ряда произведений 1-го из ее любимейших авторов — великого Шопена».
Татьяна Львовна Щепкина-Куперник не любила произведений внешней виртуозности, вычурности, надуманной изысканности. «Недаром ее кумиром был Бетховен и вдохновенные романтики Шуберт, Шопен, Григ, Лист. Особенно она любила Листа, пленявшего ее своей возвышенной, благородной поэтичностью, демоническим, стихийным подъемом, богатством палитры фортепианных красок» — отмечала в своих воспоминаниях М.С. Неменова-Лунц.
Публикуем стихотворение Т.Л. Щепкиной-Куперник, прямо посвященное М.С. Неменовой-Лунц в 1945 году.
Марии Соломоновне Неменовой-Лунц
Мне хочется сказать так много Вам!
Но — тут нужны бы не слова, а звуки,
А музыка!.. Нужны бы Ваши руки,
Чтоб то сказать, что не дано словам.
В моем углу, смиренном, беззатейном,
Стоит рояль: для матери моей
Когда-то был он выбран Рубинштейном,
И я к нему привыкла с детских дней.
Он замолчал, когда ее не стало,
Он не звучал уж больше как бывало,
И долго спал старинный мой рояль.
Но час настал — и Вы его коснулись
И клавиши как будто бы проснулись,
В них пробудились радость и печаль.
Вы в нем открыли аромат былого,
Вы стали приходить к нему... И вот,
Рояль мой старый ожил вдруг — и снова
Под Вашими руками он поет!
И для меня опять звучит Бетховен,
Я утопаю в звуках как в волнах;
Как в сумраке готических часовен,
Торжественно поет хоралы Бах.
Освобождая дух людской из плена,
Поет и плачет там тоска Шопена,
И как молитва благородно чист,
Светло дарит мне Утешенья Лист.
Сверкает море, жемчугами пенясь,
Гремят в садах Альгамбры соловьи,
Блестят фонтанов Кадикса струи —
Дыханье Юга нам дарит Альбенис.
Брамс сердце «Колыбельною» своей
Качает как ребенка в колыбели,
Чайковский в тишине родных полей
Шлет сладкий звук пастушеской свирели.
Все это — словно перлы из ларца,
Вы щедро рассыпаете пред нами,
И Вашими прекрасными руками
Дарить готовы радость без конца!
«На крыльях песен» сердцем улетая,
Я звуки как напиток чудный пью...
И лишь одно скажу Вам, дорогая —
Ваш светлый дар украсил жизнь мою.
Москва. 24 мая 1945.
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).