Top.Mail.Ru
Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Харлова Е.Л.

Сергей Рахманинов и Михаил Чехов

Е.Л. Харлова, научный сотрудник Российского национального музея музыки

Среди многочисленных изображений Сергея Васильевича Рахманинова, хранящихся в фондах Российского национального музея музыки, находятся три фотодокумента, свидетельствующие о встречах великого композитора с выдающимся русским актером, педагогом и режиссером Михаилом Александровичем Чеховым.

С. В. Рахманинов  в группе с родными и знакомыми. Слева направо Ф.И. Шаляпин, М.А. Чехов, Н.А. Рахманинова,  С.В. Рахманинов, Ф.Ф. Шаляпин. Клерфонтен, 1931 год.

 

На одной из фотографий мы видим на залитой солнцем дорожке, в окружении зелени, помимо самого Сергея Васильевича Рахманинова, Михаила Александровича Чехова, Наталью Александровну Рахманинову, Федора Ивановича и Федора Федоровича Шаляпиных. На обороте содержится надпись: «Clairefontaine. Это мы в Rambouillet в 1936 г[оду] приблизительно. Узнаешь Чехова и Рахманинова на даче у Сергея Васильевича»1. Анализ почерка позволяет установить автора записи. Это сын Федора Ивановича Шаляпина — Федор Шаляпин-младший, гостивший в тот период в Клерфонтене и оставивший нам свои воспоминания: «Это были те счастливые дни, когда несколько лет подряд Рахманиновы жили каждое лето около Рамбуйе, под Парижем, в имении Клерфонтен»2. Речь идет о периоде с 1929 по 1931 годы, когда Рахманиновы, пока не был построен их дом в Швейцарии, снимали дачу в имении Клерфонтен (Clairefontaine) под Парижем.

С. В. Рахманинов в группе с родными и знакомыми. Слева направо Ф.Ф. Шаляпин, М.А. Чехов, Н.А. Рахманинова, Ф.И. Шаляпин, С.В. Рахманинов. Клерфонтен, 1931 год.

 

Здесь, рядом с бывшей резиденцией французских монархов Рамбуйе (Rambouillet), в тиши сельского уединения, напоенной ароматом хвойных лесов и полей, вдали от городского шума и назойливых журналистов, обрел, наконец, Сергей Васильевич необходимый покой для занятий композицией. В Клерфонтене были написаны вариации на тему Корелли. «И сколько я ни помню, всегда, бывало, где-нибудь летом на даче проснёшься и уже слышишь, как летят по клавишам его чудотворные пальцы», — вспоминал Федор Федорович Шаляпин3. Здесь же он готовился к концертным выступлениям и встречался с русскими друзьями. «Не могу я жить без русских людей» — говорил Рахманинов4. В Клерфонтене часто гостили русские друзья и знакомые: Ф.Ф. Шаляпин и его сыновья, Н.К. Метнер, художник Константин Сомов. Среди них был и Михаил Чехов — самый яркий представитель «второго поколения» Московского Художественного театра, любимый ученик Станиславского. Один из создателей знаменитого МХАТ-II был вынужден был эмигрировать в Европу в 1928 году. В советской печати в то время вышла статья А.В. Луначарского, где нарком просвещения писал: «...те артисты, которые воображают, будто так легко отчалить от родного берега и поискать буржуазных пышных садов, где высокие гонорары и широкая артистическая свобода, глубоко заблуждаются. Горек и черств хлеб русского актера за границей <…> Променять на западную чечевичную похлебку гигантское право быть участником ведущей части человечества и ведущего в настоящее время театра — это значит для подлинного дарования подписать собственный приговор медленного, а может быть, и быстрого умирания»5.

К счастью, мрачное «пророчество» не сбылось. Уже в октябре 1928 года Михаил Чехов, заключил контракт с М. Рейнхардтом, играл в театрах Вены и Берлина, снимался в фильмах «Тройка», «Призрак счастья», «Глупец из-за любви», имевших большой успех. Позднее в театре «Габима» он поставил «Двенадцатую ночь» В. Шекспира, о котором французская газета «Последние новости» писала: «Начинание превзошло всякие ожидания. Германская печать после режиссерской работы Чехова заговорила о нем, как о большом мастере, постановщике европейского масштаба».

После переезда в конце 1930 года в Париж — центр русской эмигрантской культуры, Чехов давал концерты, выступая с монологами из «Гамлета» и инсценированными рассказами А.П. Чехова, играл спектакли в парижском театре «Ателье»: «Эрик XIV», «Гамлет», «Потоп», «Двенадцатая ночь». Из бывших мхатовцев он создал группу русских актеров. На его спектакли собирались все видные представители русской эмиграции: А. Бенуа, И. Бунин, С. Лифарь, К. Коровин, С. Маковский, А. Ремизов, Вл. Ходасевич и С. Волконский.

Рахманинов, впервые увидевший Михаила Чехова в одном из этих спектаклей в Париже и пораженный его блистательной игрой, принял решение взять на себя ответственность за судьбу гениального русского актера. Летом 1930 года Сергей Васильевич пригласил Чехова к себе в имение Клерфонтен.

Впервые с трепетом перешагнув порог кабинета Рахманинова, Михаил Александрович встал на колени и отдал земной поклон великому музыканту. Подняв голову, он с изумлением увидел перед собой коленопреклоненного композитора... Наконец, и гость, и хозяин поднялись с колен, обнялись и неудержимо рассмеялись.

Позднее, познакомившись ближе, Чехов очень привязался к Сергею Васильевичу, полюбил его не только как музыканта, но и как человека.

Рахманинов, в свою очередь, бесконечно мог слушать неподражаемые рассказы Михаила Чехова из жизни Художественного театра.

 — Ох, обожаю я это! — говорил, смеясь, Рахманинов. Самыми любимыми из этих рассказов были комические эпизоды из жизни театра с участием Станиславского. Лишь однажды, слушая в присутствии Михаила Александровича грампластинки с записями советских песен, Рахманинов расплакался.

 Сергей Васильевич и его дочь Ирина входили в почетный комитет Общество друзей «Театра Чехова», основанное в Париже в 1931 году. А в 1932 году, во время гастролей театра Чехова в Америке, он через дочь Татьяну помогал актеру в Нью-Йорке.

Рахманинов был убежден, что гениальному актеру обязательно нужно жить и работать в Голливуде и, даже будучи смертельно больным, не жалел ни сил, ни времени, чтобы помочь это осуществить. 

Задуманное сбылось. В Америке Михаил Чехов сумел создать знаменитую актерскую школу, воспитал не одно поколение блистательных актеров. Более сотни его учеников стали лауреатами кинопремии «Оскар». Среди них Энтони Куин, Элизабет Тэйлор, Грегори Пек, Юл Бриннер, Мэрилин Монро и многие другие. Сегодня принципы актерского мастерства, выработанные Михаилом Чеховым, признаны во всем мире, в том числе, в России. Неоценимую роль в этом сыграла поддержка его друга и соотечественника – великого русского композитора Рахманинова.

 С.В. Рахманинов и М.А. Чехов. 1930 год.

 

 ССЫЛКИ:

1. Текст зачеркнут. Дата, указанная на фотографии не точна. В Клерфонтене С.В. и Н.А. Рахманиновы жили все лето 1929 и 1930 годов и большую часть лета 1931 года. Данная фотография датируется июлем 1931 года.

2. Ф.Ф. Шаляпин. Воспоминания о Рахманинове. Издательство «Музыка», 1988 год, С.265.

3. Там же. С.264-265

4. Там же. С.265.

5. Моров, Алексей Григорьевич. Трагедия художника. [Повесть о Михаиле Чехове]. - Москва: Мол. гвардия, 1971. С. 158.