Наш адрес:
Россия, 123112, Москва, Пресненская набережная 8 стр.1
Телефон:
+7 (495) 605 65 15
Все коллекции

Фотопозитивы и фотонегативы

Музей Музыки обладает обширным фотособранием по истории музыкальной культуры. Это два фонда — позитивов и негативов, а также фотографии, хранящиеся в личных фондах музыкантов, в том числе в музеях-квартирах Н. Голованова, Ф. Шаляпина, С. Прокофьева, А. Гольденвейзера.

Первые поступления фотодокументов относятся к началу существования Музея, тогда еще музея Рубинштейна при Московской консерватории, в марте 1912 года. В настоящее время фонд негативов насчитывает более 47000 единиц хранения, это черно-белые и цветные оригинальные негативы и репродукции, как на стекле, так и на пленке, а также — дагерротип, ферротипы, позитивы на пленке и стекле, стереопары. Коллекция фотопозитивов насчитывает более 40000 единиц хранения, среди них — фотопортреты отечественных и зарубежных деятелей искусства, самые ранние из которых датируются 50-ми годами XIX века, работы признанных мастеров фотографии (Надар, Пьер Пети, Антуан Люмьер, Александр Эйхенвальд, Елена Мрозовская, Моисей Наппельбаум и другие), репортажные съемки.

Дагеротип<br>
Портрет Григория Романовича Рубинштейна (1807-1846), отца Антона и Николая Рубинштейнов. Снимок с портрета маслом работы неизвестного художника. [Москва], 1840-е гг.
Дагеротип
Портрет Григория Романовича Рубинштейна (1807-1846), отца Антона и Николая Рубинштейнов. Снимок с портрета маслом работы неизвестного художника. [Москва], 1840-е гг.
Ферротип<br>
С. И. Танеев (справа), С. С. Прокофьев (слева) и П. И. Васильев в Пятигорске. 1911 г.
Ферротип
С. И. Танеев (справа), С. С. Прокофьев (слева) и П. И. Васильев в Пятигорске. 1911 г.
Фонд негативов<br>
Катушечные пленки. 1950-е
Фонд негативов
Катушечные пленки. 1950-е
Фонд негативов<br>
Стереопары. 1907 г.
Фонд негативов
Стереопары. 1907 г.
Композитор Петр Ильич Чайковский на последнем году жизни
Один из четырех снимков, сделанных фотографом А.К. Федецким после концерта Чайковского в Харькове 14 марта 1893 г. Альбуминовый отпечаток на фирменном бланке формата «кабинет-портрет»
Композитор Петр Ильич Чайковский на последнем году жизни Один из четырех снимков, сделанных фотографом А.К. Федецким после концерта Чайковского в Харькове 14 марта 1893 г. Альбуминовый отпечаток на фирменном бланке формата «кабинет-портрет»
Группа первых членов Московского отделения Императорского Русского музыкального общества<br>
Пятый слева в первом ряду - основатель Московской консерватории Николай Григорьевич Рубинштейн. Фотография принадлежала Н.Г. Рубинштейну. Фотограф М. Манов, Москва, ок. 1874 г. Альбуминовый отпечаток, покрытый глянцевым лаком.
Группа первых членов Московского отделения Императорского Русского музыкального общества
Пятый слева в первом ряду - основатель Московской консерватории Николай Григорьевич Рубинштейн. Фотография принадлежала Н.Г. Рубинштейну. Фотограф М. Манов, Москва, ок. 1874 г. Альбуминовый отпечаток, покрытый глянцевым лаком.
Профессор Московской консерватории Иван Войтехович Гржимали со своими учениками<br>
Фотография была передана в дар Музею музыки Михаилом Федоровичем Шемякиным – зятем И.В. Гржимали. Фотоателье Тиле и Опитц, г. Москва, 1882-1886 гг. Альбуминовый отпечаток на паспарту.
Профессор Московской консерватории Иван Войтехович Гржимали со своими учениками
Фотография была передана в дар Музею музыки Михаилом Федоровичем Шемякиным – зятем И.В. Гржимали. Фотоателье Тиле и Опитц, г. Москва, 1882-1886 гг. Альбуминовый отпечаток на паспарту.
Портрет скрипача Яши Хейфеца в детстве<br>
Фотоателье «Boissonnas et Eggler» (Боассон и Эгглер), Санкт-Петербург, 1910 г. Отпечаток на соленой бумаге.
Портрет скрипача Яши Хейфеца в детстве
Фотоателье «Boissonnas et Eggler» (Боассон и Эгглер), Санкт-Петербург, 1910 г. Отпечаток на соленой бумаге.
Карл Карлович Альбрехт – немецкий виолончелист и теоретик музыки, преподававший в России<br>
И.о. директора Московской консерватории в 1883-1885 гг. Энтузиаст обучения музыке по цифровой методике Эмиля Шеве (свиток, который К.К. Альбрехт держит на фото, предположительно содержит послание, записанное по этой методике). Фотоателье Шерер, Набгольц и К, Москва, 1860-е – 1870-е гг. Альбуминовый отпечаток на фирменном бланке формата «кабинет-портрет».
Карл Карлович Альбрехт – немецкий виолончелист и теоретик музыки, преподававший в России
И.о. директора Московской консерватории в 1883-1885 гг. Энтузиаст обучения музыке по цифровой методике Эмиля Шеве (свиток, который К.К. Альбрехт держит на фото, предположительно содержит послание, записанное по этой методике). Фотоателье Шерер, Набгольц и К, Москва, 1860-е – 1870-е гг. Альбуминовый отпечаток на фирменном бланке формата «кабинет-портрет».
Группа музыкантов, композиторов и артистов во время «Исторических русских концертов» С.П. Дягилева в Париже<br>
На рауте 27 мая 1907 г., устроенном Камилем Сен-Сансом в концертном зале Плейель в честь участников Русских концертов. Среди присутствующих: Камиль Сен-Санс, Ф.И. Шаляпин, Н.А. Римский-Корсаков, С.А. Кусевицкий, С.В. Рахманинов. Франция, г. Париж, 27 мая 1907 г. Матовый коллодионовый отпечаток на фотобумаге.
Группа музыкантов, композиторов и артистов во время «Исторических русских концертов» С.П. Дягилева в Париже
На рауте 27 мая 1907 г., устроенном Камилем Сен-Сансом в концертном зале Плейель в честь участников Русских концертов. Среди присутствующих: Камиль Сен-Санс, Ф.И. Шаляпин, Н.А. Римский-Корсаков, С.А. Кусевицкий, С.В. Рахманинов. Франция, г. Париж, 27 мая 1907 г. Матовый коллодионовый отпечаток на фотобумаге.
Экзамен по фортепиано в Екатерининском институте<br>
Среди экзаменаторов: в центре за столом Ольга Степановна Краевская (начальница института), рядом с ней – пианисты Сергей Васильевич Рахманинов, Александр Борисович Гольденвейзер, Владимир Робертович Вильшау и др. Москва, 1902–1906 гг. Глянцевый серебряно-желатиновый отпечаток.
Экзамен по фортепиано в Екатерининском институте
Среди экзаменаторов: в центре за столом Ольга Степановна Краевская (начальница института), рядом с ней – пианисты Сергей Васильевич Рахманинов, Александр Борисович Гольденвейзер, Владимир Робертович Вильшау и др. Москва, 1902–1906 гг. Глянцевый серебряно-желатиновый отпечаток.
Пианист и композитор Антон Григорьевич Рубинштейн на стройке Петербургской консерватории<br>
Справа от него стоит архитектор Владимир Владимирович Николя, слева (предположительно) – Карл Гвиди, директор Итальянской оперы в Санкт-Петербурге. Санкт-Петербург, 1893 г. Серебряно-желатиновый отпечаток на фотобумаге.
Пианист и композитор Антон Григорьевич Рубинштейн на стройке Петербургской консерватории
Справа от него стоит архитектор Владимир Владимирович Николя, слева (предположительно) – Карл Гвиди, директор Итальянской оперы в Санкт-Петербурге. Санкт-Петербург, 1893 г. Серебряно-желатиновый отпечаток на фотобумаге.
Добровольная пожарная команда из профессорско-преподавательского состава Ленинградской Консерватории<br>
На снимке: учебные занятия по тушению зажигательной авиабомбы. На переднем плане – композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Ленинград, июль 1941 г. Фотохроника ТАСС, фотограф Р. Мазелев. Глянцевый серебряно-желатиновый отпечаток.
Добровольная пожарная команда из профессорско-преподавательского состава Ленинградской Консерватории
На снимке: учебные занятия по тушению зажигательной авиабомбы. На переднем плане – композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Ленинград, июль 1941 г. Фотохроника ТАСС, фотограф Р. Мазелев. Глянцевый серебряно-желатиновый отпечаток.
Сара Бернар – французская драматическая актриса<br>
Фото с автографом от 1881 г. Фотограф Наполеон Сарони (Napoleon Sarony), Нью-Йорк, 1880 г. Вирированный альбуминовый отпечаток на фирменном бланке формата «кабинет-портрет».
Сара Бернар – французская драматическая актриса
Фото с автографом от 1881 г. Фотограф Наполеон Сарони (Napoleon Sarony), Нью-Йорк, 1880 г. Вирированный альбуминовый отпечаток на фирменном бланке формата «кабинет-портрет».
Оперные артисты Чугунов и Милютин в ролях Скулы и Ерошки в опере А.П. Бородина «Князь Игорь»<br>
Постановка Московской частной русской оперы (?). Фотоателье «Художественная фотография, бывшая Тиле», Москва, начало 1900-х. Серебряно-желатиновый отпечаток на фирменном бланке формата «кабинет-портрет».
Оперные артисты Чугунов и Милютин в ролях Скулы и Ерошки в опере А.П. Бородина «Князь Игорь»
Постановка Московской частной русской оперы (?). Фотоателье «Художественная фотография, бывшая Тиле», Москва, начало 1900-х. Серебряно-желатиновый отпечаток на фирменном бланке формата «кабинет-портрет».
Оперные артисты Медея Ивановна Фигнер в роли Кармен и Николай Николаевич Фигнер в роли Хозе в опере «Кармен» Жоржа Бизе<br>
Постановка Мариинского театра. Сцена из I акта. Фотография императорских театров в здании Мариинского театра, Санкт-Петербург, 1890-е гг. Серебряно-желатиновый отпечаток на фирменном бланке формата «кабинет-портрет».
Оперные артисты Медея Ивановна Фигнер в роли Кармен и Николай Николаевич Фигнер в роли Хозе в опере «Кармен» Жоржа Бизе
Постановка Мариинского театра. Сцена из I акта. Фотография императорских театров в здании Мариинского театра, Санкт-Петербург, 1890-е гг. Серебряно-желатиновый отпечаток на фирменном бланке формата «кабинет-портрет».
«Беляевские пятницы» – музыкальные собрания в доме мецената Митрофана Петровича Беляева<br>
Среди присутствующих: композиторы А.К. Лядов, В.В. Стасов, Ц.А. Кюи, Н.А. Римский-Корсаков. Санкт-Петербург, [1889 г.]
«Беляевские пятницы» – музыкальные собрания в доме мецената Митрофана Петровича Беляева
Среди присутствующих: композиторы А.К. Лядов, В.В. Стасов, Ц.А. Кюи, Н.А. Римский-Корсаков. Санкт-Петербург, [1889 г.]
Балерина Тамара Платоновна Карсавина в роли Жар-Птицы в дивертисменте «Пир» (Le Festin) на музыку М.И. Глинки, П.И.Чайковского, А.К. Глазунова и М.П. Мусоргского<br>
Балетмейстер М.М. Фокин. «Русские сезоны» С.П. Дягилева в Париже, 1909. Фотоателье Огюста Берта.
Балерина Тамара Платоновна Карсавина в роли Жар-Птицы в дивертисменте «Пир» (Le Festin) на музыку М.И. Глинки, П.И.Чайковского, А.К. Глазунова и М.П. Мусоргского
Балетмейстер М.М. Фокин. «Русские сезоны» С.П. Дягилева в Париже, 1909. Фотоателье Огюста Берта.
Первый европейский симфонический женский оркестр<br>
В центре стоит руководительница и дирижер оркестра – мадам Жозефина Аманн-Вайнлих. Фотограф Heinrich Harmsen, Вена, 1876 г. Альбуминовый отпечаток, покрытый глянцевым лаком.
Первый европейский симфонический женский оркестр
В центре стоит руководительница и дирижер оркестра – мадам Жозефина Аманн-Вайнлих. Фотограф Heinrich Harmsen, Вена, 1876 г. Альбуминовый отпечаток, покрытый глянцевым лаком.
Свадьба Федора Ивановича Шаляпина<br>
На фото Шаляпин с невестой – Иолой Игнатьевной Торнаги. Владимирская губерния, июль 1898 г. Глянцевый аристотипный отпечаток.
Свадьба Федора Ивановича Шаляпина
На фото Шаляпин с невестой – Иолой Игнатьевной Торнаги. Владимирская губерния, июль 1898 г. Глянцевый аристотипный отпечаток.
Молодой композитор Сергей Сергеевич Прокофьев (первый слева) на перилах дома в Гурзуфе<br>
Гурзуф, 1912. Глянцевый серебряно-желатиновый отпечаток.
Молодой композитор Сергей Сергеевич Прокофьев (первый слева) на перилах дома в Гурзуфе
Гурзуф, 1912. Глянцевый серебряно-желатиновый отпечаток.
Любительское фото<br>
В центре Сергей Сергеевич Рахманинов, слева – Наталья Николаевна Лантинг, справа – Наталья Дмитриевна Вальдгардт (урожд. Скалон). Россия, 1894 г. (?). Глянцевый серебряно-желатиновый отпечаток.
Любительское фото
В центре Сергей Сергеевич Рахманинов, слева – Наталья Николаевна Лантинг, справа – Наталья Дмитриевна Вальдгардт (урожд. Скалон). Россия, 1894 г. (?). Глянцевый серебряно-желатиновый отпечаток.
Сцена бала у Лариных<br>
Первое исполнение оперы «Евгений Онегин» Петра Ильича Чайковского силами учащихся Московской консерватории на сцене Малого театра. Москва, 1876 г.
Сцена бала у Лариных
Первое исполнение оперы «Евгений Онегин» Петра Ильича Чайковского силами учащихся Московской консерватории на сцене Малого театра. Москва, 1876 г.
Певица Надежда Ивановна Забела-Врубель в роли Царевны Лебедь в опере Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»<br>
Постановка Московской частной русской оперы С.И. Мамонтова. Фотоателье «Художественная фотография, бывшая Тиле», Москва, не позднее 1901 г. Коллодионовый отпечаток на фирменном бланке формата «кабинет-портрет».
Певица Надежда Ивановна Забела-Врубель в роли Царевны Лебедь в опере Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»
Постановка Московской частной русской оперы С.И. Мамонтова. Фотоателье «Художественная фотография, бывшая Тиле», Москва, не позднее 1901 г. Коллодионовый отпечаток на фирменном бланке формата «кабинет-портрет».
Сцена из оперы «Богема» Джакомо Пуччини в постановке Московской частной русской оперы<br>
Слева направо: первый – Антон Владиславович Секар-Рожанский в роли Рудольфа, второй – Антон Казимирович Бедлевич в роли Шонара, четвертый – Николай Артемьевич Шевелев в роли Марселя. Фотоателье О. Фольмана, Киев, 1900 г.
Сцена из оперы «Богема» Джакомо Пуччини в постановке Московской частной русской оперы
Слева направо: первый – Антон Владиславович Секар-Рожанский в роли Рудольфа, второй – Антон Казимирович Бедлевич в роли Шонара, четвертый – Николай Артемьевич Шевелев в роли Марселя. Фотоателье О. Фольмана, Киев, 1900 г.
Шуточное фото. Музыкальные деятели начала XX века<br>
В центре с контрабасом – Федор Иванович Шаляпин. Второй справа от него – дирижер Сергей Александрович Кусевицкий. Снимок сделан в квартире Кусевицкого в Берлине в 1907 году.
Шуточное фото. Музыкальные деятели начала XX века
В центре с контрабасом – Федор Иванович Шаляпин. Второй справа от него – дирижер Сергей Александрович Кусевицкий. Снимок сделан в квартире Кусевицкого в Берлине в 1907 году.
Оперная певица Елена Яковлева Цветкова в роли Жанны д'Арк в опере П.И. Чайковского «Орлеанская дева»<br>
Фотоателье В. Чеховского, Москва, 1890-е гг. Коллодионовый отпечаток на фирменном бланке формата «кабинет-портрет».
Оперная певица Елена Яковлева Цветкова в роли Жанны д'Арк в опере П.И. Чайковского «Орлеанская дева»
Фотоателье В. Чеховского, Москва, 1890-е гг. Коллодионовый отпечаток на фирменном бланке формата «кабинет-портрет».
Мстислав Леопольдович Ростропович и Бенджамин Бриттен во время первого исполнения симфонии Бриттена, посвященной Ростроповичу<br>
Агентство печати «Новости». Фотограф Михаил Озерский. Москва. 12 марта 1964 г. Глянцевый серебряно-желатиновый отпечаток.
Мстислав Леопольдович Ростропович и Бенджамин Бриттен во время первого исполнения симфонии Бриттена, посвященной Ростроповичу
Агентство печати «Новости». Фотограф Михаил Озерский. Москва. 12 марта 1964 г. Глянцевый серебряно-желатиновый отпечаток.
Мстислав Леопольдович Ростропович и Игорь Федорович Стравинский во время беседы<br>
Агентство печати «Новости». Фотограф Михаил Озерский. Москва, 1 сентября 1962 г. Глянцевый серебряно-желатиновый отпечаток.
Мстислав Леопольдович Ростропович и Игорь Федорович Стравинский во время беседы
Агентство печати «Новости». Фотограф Михаил Озерский. Москва, 1 сентября 1962 г. Глянцевый серебряно-желатиновый отпечаток.
Группа профессоров Московской государственной консерватории<br>
Слева направо: Лев Николаевич Оборин, Константин Николаевич Игумнов, Александр Федорович Гедике, Виссарион Яковлевич Шебалин, Николай Яковлевич Мясковский, Давид Федорович Ойстрах. Фотограф Вл. Котляр. Москва, 1940-е гг. Серебряно-желатиновый отпечаток.
Группа профессоров Московской государственной консерватории
Слева направо: Лев Николаевич Оборин, Константин Николаевич Игумнов, Александр Федорович Гедике, Виссарион Яковлевич Шебалин, Николай Яковлевич Мясковский, Давид Федорович Ойстрах. Фотограф Вл. Котляр. Москва, 1940-е гг. Серебряно-желатиновый отпечаток.
Профессор фортепиано Константин Николаевич Игумнов в классе Московской консерватории<br>
Фото было передано Музею музыки учеником Игумнова – М.С. Зверьевым. Москва, 1927 г. Глянцевый серебряно-желатиновый отпечаток.
Профессор фортепиано Константин Николаевич Игумнов в классе Московской консерватории
Фото было передано Музею музыки учеником Игумнова – М.С. Зверьевым. Москва, 1927 г. Глянцевый серебряно-желатиновый отпечаток.
Федор Иванович Шаляпин в госпитале, в окружении врачей и инвалидов<br>
Шаляпин поет, присев на край стола. Медсестра аккомпанирует ему на гитаре. Россия, годы Первой Мировой войны.
Федор Иванович Шаляпин в госпитале, в окружении врачей и инвалидов
Шаляпин поет, присев на край стола. Медсестра аккомпанирует ему на гитаре. Россия, годы Первой Мировой войны.
Оперная певица Варвара Ивановна Страхова в роли Федора в опере «Борис Годунов» М.П. Мусоргского<br>
Постановка Московской частной русской оперы С.И. Мамонтова, декабрь 1898 г. Фотоателье В. Чеховского, Москва. 1899 г. Коллодионовый отпечаток на фирменном бланке формата «кабинет-портрет».
Оперная певица Варвара Ивановна Страхова в роли Федора в опере «Борис Годунов» М.П. Мусоргского
Постановка Московской частной русской оперы С.И. Мамонтова, декабрь 1898 г. Фотоателье В. Чеховского, Москва. 1899 г. Коллодионовый отпечаток на фирменном бланке формата «кабинет-портрет».
Пианист-виртуоз Ференц Лист с учениками на крыльце своего дома в Веймаре<br>
Сидят: второй слева – Александр Ильич Зилоти, третий слева – Артур Фридгейм, четвертый слева – Эмиль фон Зауэр, пятый слева – Альфред Рейзенауэр. Стоит слева Мориц Розенталь. Фотограф Луи Хельд (Louis Held Hofphotograph), Германия, Веймар, 1907 г. (?).
Пианист-виртуоз Ференц Лист с учениками на крыльце своего дома в Веймаре
Сидят: второй слева – Александр Ильич Зилоти, третий слева – Артур Фридгейм, четвертый слева – Эмиль фон Зауэр, пятый слева – Альфред Рейзенауэр. Стоит слева Мориц Розенталь. Фотограф Луи Хельд (Louis Held Hofphotograph), Германия, Веймар, 1907 г. (?).
Камилла Александровна Кольчинская за дирижерским пультом<br>
Победительница конкурса на должность ассистента дирижера Большого театра Союза ССР – единственная женщина из 32-х претендентов. Фотохроника ТАСС, фотограф Е. Кассин. Москва, февраль 1965 г. Глянцевый серебряно-желатиновый отпечаток.
Камилла Александровна Кольчинская за дирижерским пультом
Победительница конкурса на должность ассистента дирижера Большого театра Союза ССР – единственная женщина из 32-х претендентов. Фотохроника ТАСС, фотограф Е. Кассин. Москва, февраль 1965 г. Глянцевый серебряно-желатиновый отпечаток.
Выступление Вана Клиберна на I-ом Международном конкурсе им. П.И. Чайковского<br>
На фото автограф Клиберна от 13 июня 1962 г: «To the Glinka Museum with my heartfelt best wishes. Sincerely, Ван Клиберн» («Музею имени Глинки с моими самыми искренними пожеланиями. С уважением, Ван Клиберн»). Фотохроника ТАСС, фотограф Николай Рахманов. Москва, 14 апреля 1958 г. Глянцевый серебряно-желатиновый отпечаток.
Выступление Вана Клиберна на I-ом Международном конкурсе им. П.И. Чайковского
На фото автограф Клиберна от 13 июня 1962 г: «To the Glinka Museum with my heartfelt best wishes. Sincerely, Ван Клиберн» («Музею имени Глинки с моими самыми искренними пожеланиями. С уважением, Ван Клиберн»). Фотохроника ТАСС, фотограф Николай Рахманов. Москва, 14 апреля 1958 г. Глянцевый серебряно-желатиновый отпечаток.
Сцена из балета «Кармен-сюита» на музыку Ж. Бизе в аранжировке Р.К. Щедрина<br>
Суд над главными героями: в роли Кармен – Майя Плисецкая, в роли Хозе – Н. Фадеев. За ними стоит Наталья Касаткина в образе Рока. Постановка Большого театра. Фотограф Г. Соловьев, Москва, 1950-е гг. Глянцевый серебряно-желатиновый отпечаток.
Сцена из балета «Кармен-сюита» на музыку Ж. Бизе в аранжировке Р.К. Щедрина
Суд над главными героями: в роли Кармен – Майя Плисецкая, в роли Хозе – Н. Фадеев. За ними стоит Наталья Касаткина в образе Рока. Постановка Большого театра. Фотограф Г. Соловьев, Москва, 1950-е гг. Глянцевый серебряно-желатиновый отпечаток.