Top.Mail.Ru
Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15

Афиша спектакля «Севильский цирюльник дыбом» из собрания дирижера Н.С. Голованова

Музей Музыки
Афиша спектакля «Севильский цирюльник дыбом» из собрания дирижера Н.С. Голованова

Почти сто лет назад, 4 июня 1923 года на сцене московского Большого театра был поставлен самый необычный оперный спектакль, когда-либо шедший на сцене этого академического заведения. Основой послужила опера Джоаккино Россини «Севильский цирюльник». Режиссер спектакля Владимир Аполлонович Лосский скомбинировал из известнейшей оперы пародию в стиле популярных в то время переделок классики – Гоголя, Грибоедова, Островского. Постановка называлась «Севильский цирюльник дыбом». Тут все было шиворот-навыворот: все мужские роли исполнялись женщинами, все женские – мужчинами. Так, графа Альмавиву очаровательно пела и изображала Антонина Васильевна Нежданова, а Ксения Георгиевна Держинская, почему-то в николаевской шинели и треуголке, эффектно выступала в эпизодической роли офицера; все солистки оперы изображали друзей Альмавивы, а солисты – подруг Розины; особенно очаровательны были поклонницы Фигаро – 4 характерных тенора Большого театра в балетных пачках, с голыми волосатыми ногами. Оркестр занимал только половину своего обычного помещения – другая половина была превращена в озеро: Дон Бартоло ловил рыбку и вытаскивал всякие попадавшиеся на его крючки дефицитные тогда товары…Дон Базилио в костюме жреца из Аиды подымался почему-то из люка; взвод красноармейцев помещался по неизвестным причинам в большой люстре зрительного зала и палил оттуда залпами, когда этого требовал режиссер… Хормейстер театра Авранек, стоя во фраке на высокой скале, дирижировал «бурей», которая в оркестре не игралась, а воспроизводилась на сцене с помощью всех имеющихся в театре шумовых и световых аппаратов: раскатов и ударов грома, свиста и воя ветра, молнии, дождя, снега, мчащихся туч, радуги, трещотки, звона во все колокола…На этот хаотический грохот публика реагировала громом аплодисментов…Сбор был необычайный, спектакль пришлось повторять.

Дирижировал спектаклем Николай Семенович Голованов, в архиве которого сохранилась афиша этого удивительного спектакля. Позже маэстро писал: «Этот смешной спектакль-капустник, остроумно высмеивающий декадентство и формализм, имел шумный успех, но больше всех отчаянно веселились сами артисты».

Экспомузыка - Севильский цирюльник дыбом