Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15

Альбом Даргомыжского

Альбом Даргомыжского

Важная часть музейной коллекции – музыкальные альбомы. Это непременная принадлежность городского и усадебного быта 19-го столетия. На страницах альбомов записывались стихотворения и музыкальные пьесы, гости оставляли свои автографы и рисунки, а хозяева могли похвастаться записями, которые сделали знаменитости. Альбомы были не только рукописные. Традиция публиковать альбомы для домашнего музицирования существовала в течение почти всего 19-го столетия. Этот период русского нотопечатания так и назвался – альбомный Так, в 1829 году Михаил Глинка вместе со своим другом Николаем Павлищевым выпустил «Лирический альбом», содержащий романсы и небольшие фортепианные пьесы, а в 1839 –уже единолично – «Собрание музыкальных пьес» в пяти тетрадях.

В коллекции Музея музыки хранится «Музыкальный альбом с карикатурами», изданный в 1848 году в Петербурге. Авторы – композитор Александр Даргомыжский и художник Николай Степанов, его друг и родственник. Степанов был известным карикатуристом, дружил с Глинкой и часто рисовал на него юмористические шаржи, на что Глинка совсем не обижался.

На обложке тетради горизонтального формата изображен своего рода кукольный театр: хозяин в цилиндре держит в руках игрушечного барабанщика, кукла в углу перелистывает нотную тетрадь, а название альбома написано на театральном занавесе.

Альбом составляют романсы Глинки, Даргомыжского, Одоевского, Алябьева и других русских композиторов. Каждый романс сопровождается рисунком с шутливыми подписями. Так, романсу Глинки «Ты скоро меня позабудешь» предпослан рисунок, на котором изображён сам композитор, беседующий с двумя девушками. «Что вы привезли нам из Испании?» – спрашивает одна из них. «Всегдашнюю готовность любить» – отвечает композитор.

А романс Даргомыжского «Не называй ее небесной» сопровожден рисунком под названием «Композитор, ценитель талантов»: Даргомыжский и его собеседник слушают музицирующую барышню: «Помилуйте, вы хвалили ее пенье, да она безбожно фальшивит». – «Ну, где же она фальшивит, она прехорошенькая», – отвечает Даргомыжский.

Ещё одна страница посвящена другу Даргомыжского, композитору Георгию Кастриото-Скандербеку, автору романсов и квартетов. Композитор играет на фортепиано:

– Как плохо! Чей это романс? - возмущается он.

– Ваш собственный, - отвечает ему Даргомыжский.

Рисунок называется «Композитор в рассеянности».

Экспомузыка - Альбом Даргомыжского.mp3