Экспомузыка - Автограф арии Шемаханской царицы
В Музее музыки хранится немного нотных автографов Николая Андреевича Римского-Корсакова, что вполне объяснимо: почти всё творческое наследие петербургского композитора находится в его родном городе. Тем не менее в фондах московского Музея музыки есть дарственные надписи Римского-Корсакова на нотах и фотографиях, которые он дарил друзьям и ученикам. Среди этих ценных документов – потемневшие от времени листы нотной бумаги, на которых характерным почерком композитора, острым, с сильным наклоном вправо записана ария Шемаханской царицы из оперы «Золотой петушок». Рукопись, вероятно, датируется 1906 годом, когда Римский-Корсаков только приступил к работе над оперой. Это первоначальный вариант красивейшей арии. Её словесный текст, тяжеловесный и корявый, существенно отличается от окончательного.
Уникальная рукопись Римского-Корсакова – это тоже подарок, причём с особенной историей.
В 1926 году исполнилось 60 лет со дня основания Московской консерватории. Праздничные мероприятия состоялись в начале следующего, 1927 года. В течение трёх дней в Большом зале консерватории проходили торжественные заседания и концерты. В фойе была организована выставка раритетов консерваторского музея.
В ходе торжеств проректор Ленинградской консерватории Александр Вячеславович Оссовский преподнёс московским коллегам свой дар – нотный автограф Римского-Корсакова. Сопроводительное письмо гласит: «Эта рукопись – подлинная партитура арии Шемаханской царицы (обращения к солнцу) из оперы «Золотой петушок» Николая Андреевича Римского-Корсакова – была подарена мне по смерти Николая Андреевича его вдовою Надеждой Николаевной Римской-Корсаковой на память о моём незабвенном великом учителе. Эту самую дорогую для меня реликвию приношу в дар Московской Государственной консерватории».
Александр Оссовский по образованию и профессии был юристом. Но, будучи влюблён в музыку и обладая талантом, он поступил в Петербургскую консерваторию и два года брал уроки композиции у Римского-Корсакова. Оссовский стал другом семьи Римских-Корсаковых и постоянным участником музыкальных собраний в доме композитора, проходивших два раза в месяц по средам. Впоследствии Оссовский стал крупным музыковедом, членом-корреспондентом Академии наук СССР, профессором Ленинградской, Киевской и Одесской консерваторий, одним из руководителей Ленинградской филармонии, проректором Ленинградской консерватории, директором Ленинградского Института театра и музыки. Творческие контакты связывали Александра Оссовского с московским Музеем музыкальной культуры. Ещё в 1940-х годах учёный обратил внимание сотрудников музея на важность научно-исследовательской работы с первоисточниками – авторскими рукописями, составляющими фондовую коллекцию. К числу таких первоисточников следует отнести и подаренную Оссовским рукопись Римского-Корсакова. Она привлекает внимание исследователей как интереснейший образец творческой работы автора «Золотого петушка».
Автографы великих композиторов – это живая история музыки.
Экспомузыка - Автограф арии Шемаханской царицы
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).