Экспомузыка - ЧАЙКОВСКИЙ И АЛЕКСАНДР III
«Мне ужасно хочется написать какую-нибудь грандиозную симфонию, которая была бы как бы завершением всей моей сочинительской карьеры, и посвятить её Государю», – Этими словами в ноябре 1889 года Чайковский выразил своё отношение к императору Александру III. В самом деле, государь сыграл в жизни композитора очень важную роль.
В фондах Музея музыки хранятся автографы трёх сочинений Чайковского: Торжественной увертюры на датский гимн, кантаты «Москва» и Торжественного коронационного марша. Поводом к созданию всех трёх партитур стали события общественной жизни России, связанные с Александром III.
В ноябре 1866 года, по случаю ожидавшегося визита в Москву новобрачных – тогда ещё великого князя Александра Александровича и его супруги великой княгини Марии Фёдоровны (урождённой датской принцессы Дагмар) – Чайковский сочинил Торжественную увертюру на датский гимн, в которой процитировал гимны России и Дании. Это произведение композитор негласно посвятил будущему самодержцу, о чём известно из писем. Но ни в авторской партитуре, ни в первом издании посвящение не обозначено. Возможно, Чайковский счёл это непозволительной дерзостью.
В марте 1883 года композитору была оказана честь написать кантату и оркестровый марш для коронации Александра III в Москве. Принявшись за работу неохотно из-за сжатых сроков, впоследствии Чайковский выражал большую радость, что именно ему довелось стать автором музыки для столь важного события. Композитору было приятно слышать об успехе кантаты «Москва» и Торжественного коронационного марша, а также узнать об особом благоволении Александра III к его музыке в целом.
Признанием выдающихся заслуг композитора перед русской культурой стало награждение Чайковского в феврале 1884 года орденом Святого Владимира IV степени и последующее официальное представление композитора императорской чете.
Своей любимой оперой Александр III называл «Евгения Онегина». А оперу «Пиковая дама» император воспринял весьма сдержанно, что расстроило композитора. К музыкальным симпатиям Александра III относились также опера «Иоланта», балеты «Спящая красавица» и «Щелкунчик».
Благоволение верховной власти давало возможность Чайковскому выступать ходатаем перед ней в тех или иных вопросах. Так в 1887 году, благодаря содействию композитора, Александр III выделил средства на достройку оперного театра в Тифлисе. 1888 год был ознаменован новой царской милостью Чайковскому – назначением пожизненной пенсии 3000 рублей в год.
Проявлением уважения и любви Александра III к Чайковскому стало участие императора в похоронах композитора и оплата всех расходов по траурным мероприятиям.
Нотные автографы великих композиторов – это живая история музыки.
Экспомузыка - ЧАЙКОВСКИЙ И АЛЕКСАНДР III
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).