Экспомузыка - Чанги.mp3
В музейной коллекции хранятся чанги — грузинские струнные щипковые инструменты семейства арф.
К прямоугольному продолговатому корпусу под углом прикрепляется шейка – прямая или слегка выгнутая, украшенная резьбой. Корпус делают из цельной половины ствола дерева хвойных пород – ели, сосны или пихты. К корпусу приклеивается или прибивается дека с резонаторными отверстиями. Вдоль деки по центру просверливают маленькие отверстия для крепления струн. Струны из конского волоса имеют разную толщину. Самая тонкая состоит из пяти волосков, каждая последующая – на один волос больше. Обычное количество струн – 6-7, но иногда их бывает больше.
Играют на чанги преимущественно мужчины. При игре чанги держат на коленях, вертикально, пальцами защипывают струны.
Чанги – инструмент, в основном, аккомпанирующий, он сопровождает исполнение эпических песен и сказаний. Сольные наигрыши представляют собой вариации тех же песен.
Звук чанги тихий, печальный. Как народный инструмент чанги сегодня сохранился лишь в Сванетии, где он носит название ши-мекшве, что означает «сломанная рука».
Чанги — очень древний инструмент. Его изображения встречаются в средневековых грузинских рукописях, а находки археологов свидетельствуют о существовании подобных инструментов на территории Грузии еще в шестом веке до нашей эры.
По преданию, первый чанги сделал когда-то старый мастер в память о своем единственном сыне. Корпус инструмента ассоциируется с согнутой рукой, струны – с волосами. А грустные звуки чанги – это горькие слезы старика, оплакивающего смерть сына.
В советское время мастера создавали усовершенствованные чанги разных размеров и с бóльшим количеством струн. Такие инструменты использовали в оркестрах грузинских народных инструментов. В фондах Российского национального музея музыки, наряду с традиционными 6-7 струнными чанги, находится единственный в своем роде экземпляр чанги, у которого 23 струны. Он сделан известным мастером Тамаришвили.
Экспомузыка - Чанги.mp3
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).