Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15

«Человек-оркестр». Акварель Чжоу Пэйчуня

Музей Музыки
«Человек-оркестр». Акварель Чжоу Пэйчуня

Перед нами акварель конца ХIX – начала XX века работы пекинского художника Чжоу Пэйчуня, поступившая в фонды Музея музыки в 1975 году. Зарисовка народной жизни Китая выполнена на тонкой папиросной бумаге тушью и акварелью. В центре – музыкант, играющий сразу на нескольких музыкальных инструментах. Про таких артистов говорят: «Человек-оркестр». Мужчина одет в простую серую блузу с чёрным поясом и голубые шаровары, на ногах чёрные тапочки, на голове чёрная шапочка. Он играет на китайской скрипке, именуемой эрху. Соло этого двухструнного смычкового инструмента, отличающегося ярким звучанием, сопровождается целым ансамблем ударных. Ноги человека-оркестра опираются на две удлинённые педали, с их помощью он управляет колотушками и палочками, ударяющими в плоский барабан дяньгу, медные гонги ло и деревянную коробочку. С помощью тонких тросов музыкант играет на трёх парах тарелок бо. Рот мужчины приоткрыт – это означает, что он ещё и поёт.

Рисунки из мастерской Чжоу Пэйчуня отличаются точностью передачи деталей. Художник подмечал и передавал в произведениях характерные черты жизни простых пекинских тружеников, изображал вывески ремесленных и торговых лавок, создавал портреты мужчин и китайских красавиц. Мастер писал картины различных жанров, использовал разные техники.

Чжоу Пэйчунь жил и работал в Пекине. Судя по тому, что в европейских коллекциях собрано множество его произведений последней трети XIX – начала ХХ века, можно утверждать, что именно на эту эпоху пришёлся расцвет творчества китайского живописца.

Иностранцы активно вывозили комплекты ярких картинок из его пекинской мастерской к себе на родину. Несколько альбомов Пэйчуня, приобретённые российскими китаеведами, хранятся в Санкт-Петербурге в трёх государственных архивах: Институте восточных рукописей Академии наук, Кунсткамере и Восточном отделе Научной библиотеки Санкт-Петербургского университета.

Одно из первых изданий картин Чжоу Пэйчуня – опубликованный в начале 80-х годов альбом «Цветные картинки народной жизни Пекина» (из собрания Пекинской национальной библиотеки). За ним последовало ещё несколько публикаций произведений художника – из коллекций Пекина, Риги, Санкт-Петербурга и Лондона.

Акварель «Китайский уличный музыкант “человек-оркестр”» представлена в Музее музыки на выставке «Шёлк и бамбук». Работу можно увидеть рядом с другими изображениями китайских уличных музыкантов, авторства художника Чжоу Пэйчуня.

Ценные произведения изобразительного искусства – это важная часть нашей культуры.

Экспомузыка - «Человек-оркестр». Акварель Чжоу Пэйчуня