Top.Mail.Ru
Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15

Чувашская волынка – шыбр

Музей Музыки
Чувашская волынка – шыбр

В коллекции Музея музыки собрано шесть чувашских волынок, называемых шыбр (или шапар). Одна поступила из Московской государственной консерватории в 1934 году. Две пришли в 1950 году из Всесоюзного Дома Народного Творчества в составе большого собрания этнографических музыкальных инструментов народов СССР.  Еще три инструмента, изготовленные в 1984 году, были приобретены у чувашского мастера Василия Емельяновича по фамилии Руссков, работающего в деревне Верхние Очаки Ядринского района Чувашской Республики.

Чувашская волынка имеет ряд других вариантов названий – шапар,шыбыр, шабр, шыппр, или просто «пузырь». По конструкции и размерам инструмент близок марийской волынке шувыр.

Самому старшему из Музейной коллекции шыбру более ста двадцати лет. Изготовил эту волынку мастер по фамилии Ильин в Татар-Касимовском районе Чувашской Республики в 1895 году. Воздушным резервуаром инструмента служит кожаный мешок, изготовленный из коровьего желудка. Перед игрой его намачивают, чтобы он стал эластичным и не пропускал воздух. В него вставлена кроткая деревянная трубка для вдувания воздуха и две мелодические свинцовые трубки, укрепленные в общем деревянном ложе. Одна трубка с 3 игровыми отверстиями, другая ‑ с четырьмя. На концы мелодических трубок надет раструб из коровьего рога.  Пищики делаются из тростника или гусиного пера.

При игре инструмент держат перед собой, нажимая локтями на пузырь во время вдоха, благодаря чему получают непрерывное звучание. Звук шыбра жужжащий и резкий, хорошо слышен на открытом воздухе.

Шыбр – один из древнейших национальных инструментов чувашей. В прошлом шыбр применялся при совершении религиозных обрядов, в том числе, звучал на весеннем земледельческом празднике венчания плуга и земли; или например, при церемонии изгнания бесов – вирми. Звукам инструмента приписывалась таинственная, магическая и колдовская сила, которая могла быть как благодетельной, так и несущей зло.  Исполнителей на шыбре уважали и боялись.

Чувашских волынщиков называли шыбрсь. Они обязательно участвовали во всех народных празднествах и мероприятиях, на ярмарках, свадьбах, похоронах. Особым почетом волынщики были окружены на свадьбах. Звучанием шыбра открывалась праздничная церемония. Затем верхом на коне шыбрсь сопровождал жениха в поездке за невестой. Игрой на шыбре встречали свадебный поезд. Музыкант во время свадьбы располагался на особом возвышении и на шыбре исполнял плясовые мелодии и особые обрядовые наигрыши. Перед причитанием невесты на шыбре играли специальное вступление, затем исполнялась другая мелодия,  сопровождающая само причитание. Если на свадьбе было два волынщика (один ‑ из свиты жениха, другой ‑ из свиты невесты), то между ними завязывалось музыкально-исполнительское состязание, кто дольше сыграет без отдыха. Была известна пословица: «После свадьбы на шыбре не играют».

В последние десятилетия шыбр вытесняется гармоникой, но продолжает находить себе применение в музыкальной самодеятельности и в народном быту.

Экспомузыка - Чувашская волынка – шыбр