Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15

Дарственные надписи Н.А. Римского-Корсакова

Музей Музыки
Дарственные надписи Н.А. Римского-Корсакова

Николай Андреевич Римский-Корсаков был щедр на посвящения и дарственные надписи своим коллегам, ученикам, друзьям и знакомым. В музейной коллекции мы находим много тому подтверждений. Так, рукописную партитуру пьесы для симфонического оркестра «Сказка» композитор подарил одному из своих ближайших московских друзей с надписью: «Милейшему Семёну Николаевичу Кругликову сию рукопись даю на память. Римский-Корсаков. 2 июля 1881 года. Москва». В собрании печатных нот имеется издание шести романсов композитора. Один из них – «В порыве нежности сердечной» – посвящён тому же Семёну Кругликову. На обложке композитор написал: «Посвятил Семёну Николаевичу романс “В порыве нежности сердечной”, но чувствую к нему нежность не порывистую, а постоянную и неизменную, потому что он добрейший и милейший. 17 января 1883 года».

Кругликов, известный журналист и музыкальный критик, в своё время окончил в Санкт-Петербурге Институт путей сообщения и одновременно изучал в Консерватории теорию музыки у Римского-Корсакова. Кругликов был хорошо знаком со многими композиторами и артистами. Василий Калинников посвятил ему свою Первую симфонию, а сам он вместе с Сергеем Рахманиновым был шафером на свадьбе Фёдора Шаляпина. Кругликов преподавал в разных музыкальных заведениях, был директором Московского музыкального училища и Синодального училища.

Семён Кругликов входил в круг ближайших друзей Римского-Корсакова. Он хорошо знал русские песни. Композитор записал некоторые из них с его голоса и включил их в свой сборник народных песен.

Римский-Корсаков делился с другом самым сокровенным. Писал о тяготах службы в Капелле. Вот цитата: «Мне всё противно в этой Капелле, то есть её порядки и беспорядки. Я там не ко двору». Сообщал о моментах творческой депрессии, когда в «в голове торричеллиева пустота» – выражение самого Римского-Корсакова.

Но гораздо чаще композитор писал Кругликову об успехах – своих и своих коллег: «Представьте себе, партитура “Тамары” Балакирева кончена и переплетена. Вот так радостное событие». Или: «Инструментовал начерно две части своего Русского квартета».

В период кропотливой работы над завершением и редакцией незаконченных сочинений Мусоргского композитор шутливо признавался Кругликову: «Мне кажется, что меня даже зовут Модест Петрович, а не Николай Андреевич, и что я сочинил “Хованщину”».

Именно благодаря Семёну Кругликову, музыкальному консультанту Московской частной оперы Мамонтова, москвичи в 1897 году впервые услышали новую оперу Римского-Корсакова «Садко», которую отвергли Императорские театры. И хотя постановка была осуществлена на скорую руку, репетиций было мало, хоровые партии не доучены, опера имела громадный успех.

Благодаря дарственным надписям и посвящениям мы знакомимся с окружением композитора, многое узнаём о его жизни и творчестве.

Автографы великих композиторов – это живая история музыки.

Экспомузыка - Дарственные надписи Н. А. Римского-Корсакова.mp3

При нахождении на сайте, Вы соглашаетесь на политику обработки персональных данных.