Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15

Дом Римских-Корсаковых в Тихвине

Музей Музыки
Дом Римских-Корсаковых в Тихвине

В Музее музыки хранится серия акварелей художницы Елены Яковлевой с видами города Тихвина. На одном из рисунков изображён одноэтажный деревянный дом с мезонином, стоящий на обрывистом берегу реки. Здесь, в двухстах километрах от Петербурга, 18 марта 1844 года родился композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков. Дом принадлежал семье Римских-Корсаковых. Он был построен дедом композитора в самом начале XIX века и сохранился до наших дней. Речка Тихвинка, когда-то полноводная, теперь обмелела и судоходна лишь для маленьких лодок, вроде той, что видна на рисунке. На противоположном берегу реки находился Тихвинский Успенский мужской монастырь.

Николай Римский-Корсаков провёл в Тихвине детские годы. Именно здесь рано обнаружились музыкальные способности будущего композитора. В доме было старое фортепиано, на котором играли все члены семьи. Отец, Андрей Петрович, пел под собственный аккомпанемент. Мать, София Васильевна, в молодости училась игре на фортепиано, но потом бросила, хотя тоже пела. Наиболее одарённым был дядя Пётр Петрович, служивший почтовым чиновником в Тихвине. Он очень любил народные песни и часто пел их своему племяннику. Сам композитор впоследствии вспоминал: «Ещё мне не было двух лет, как я уже хорошо различал все мелодии, которые мне пела мать; затем трёх или четырёх лет я отлично бил в игрушечный барабан в такт, когда отец играл на фортепиано. Кроме пения моего отца оставалась духовная музыка, то есть пение в женском и мужском монастырях. В женском монастыре пели неважно, а в мужском, сколько помню, порядочно».

В Тихвине появились первые музыкальные сочинения будущего композитора, хоть и весьма слабые. Это были вокальный дуэт на слова из детской книжки и увертюра для фортепиано. Автор ими гордился.

Тихвинский период, а с ним и детство – закончились в 12 лет. Отец отвёз мальчика в Петербург и определил в Морской корпус. Фамильной профессией в семье Римских-Корсаковых была морская служба, а не музыка. Но детские впечатления, и прежде всего, музыкальные, впоследствии сказались в творчестве. В увертюре «Светлый праздник» слышен перезвон колоколов Успенского монастыря. Народные песни, хороводы и обряды органично вошли в музыку опер композитора. Скромная и поэтичная северная природа также навсегда запомнилась и полюбилась. В операх Римского-Корсакова изображению картин природы отведено значительное и порой самостоятельное место.

Ценные произведения изобразительного искусства – это достояние нашей культуры.

Экспомузыка - Дом Римских-Корсаковых в Тихвине – Радио Орфей