Экспомузыка - Энгармонический рояль мастерской А. Кампе.mp3
В постоянной экспозиции Музея внимание посетителей неизменно привлекает необычный, так называемый энгармонический рояль, сделанный по заказу Владимира Фёдоровича Одоевского. С его именем мы встречаемся ещё в детстве, когда читаем его очаровательную сказку «Городок в табакерке».
В летопись русской культуры князь Одоевский вошёл как один из наиболее разносторонне образованных людей своего времени. Писатель и философ, он интересовался химией и математикой, астрономией и медициной, экономикой и юриспруденцией.
Но главным увлечением Одоевского была музыка. Он был композитором, пианистом, органистом, одним из основоположников русского классического музыкознания. Кроме того, он проявлял активность в сфере музыкального изобретательства, где находили применение как его художественные, так и технические склонности. В Музее сохранилось уникальное издание 1833 года — «Опыт о музыкальном языке, или телеграфе, могущем посредством звуков выражать то, что выражается словами и служит пособием для различных сигналов, употребляемых на море и на сухом пути». То есть это была попытка применить музыкальные звуки и их сочетания для стратегических целей. Двадцать семь кратких музыкальных фраз, таблица которых приложена к книге, соответствовали буквам алфавита.
В конце 40-х годов по указаниям Одоевского в мастерской Георга Мельцеля был сделан орган, в честь И.С. Баха названный «Себастьяноном».
В 1864 году по специальному заказу Владимира Фёдоровича в мастерской А. Кампе был изготовлен «энгармонический» рояль. С него, собственно, мы и начали наш рассказ. Отличительной особенностью этого инструмента было введение дополнительного ряда клавиш. Деление клавиатуры не по полутонам, а по четвертитонам, иной, по сравнению с обычным темперированным фортепиано, строй вызывали, наверное, недоумение настройщиков. В своём дневнике за 12 февраля 1864 года Одоевский написал: «Настраивали моё энгармоническое фортепьяно – я, было, написал руководство для настройщика, но оказалось, что настройщик Сорокин, как и многие другие здесь, не знают нот – это в Москве только могут быть такие патриархальные чудеса. Нашёл нотную азбуку для Сорокина, вымыл ему голову – и взял с него слово выучиться».
Создание необычного инструмента, несомненно, связано с обращением Одоевского в 60-е годы к изучению русской народной песни. Именно в это время появился ряд исследований Владимира Фёдоровича на эту тему. Энгармонический рояль должен был помочь ему в воспроизведении народных мелодий с их далёким от европейской темперации строем.
Экспомузыка - Энгармонический рояль мастерской А. Кампе.mp3
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).