Экспомузыка - Флексатон.mp3
В 1981 году Музею был подарен ударный инструмент флексатон, изготовленный в 1920-х годах. Название происходит от слова «флексус», что означает «изогнутый», и слова «тон» – звук.
Инструмент состоит из слегка изогнутой стальной пластинки, широкий конец которой соединён с проволочной рамкой. К другому концу пластинки прикреплены два тонких стержня с деревянными шариками. При встряхивании инструмента шарики ударяют по металлической пластинке, и возникает звук. Его тембр звенящий, слегка завывающий, а в верхнем регистре – пронзительный и визгливый.
Высоту звука регулируют, нажимая на пластинку пальцем: чем сильнее она изогнута, тем выше звук. Принцип звукоизвлечения на флексатоне тот же, что и на музыкальной пиле – стальное полотно звучит на разной высоте в зависимости от натяжения. На флексатоне, как и на пиле, можно исполнять даже мелодии. Однако его диапазон ограничен – чуть больше октавы. Изредка на флексатоне играют палочками от ксилофона или смычком.
Флексатон был запатентован в США в 1924 году. Вначале инструмент звучал в джазовых оркестрах. Но вскоре он заинтересовал композиторов академической музыки: его применяли Онеггер, Шёнберг, Хачатурян, Шостакович. Наибольшую популярность флексатон завоевал среди композиторов-авангардистов – он входит в ряд партитур Пендерецкого, Губайдулиной, Шнитке, Слонимского.
На протяжении XX века инструмент был востребован в эстрадной музыке, а также в музыкальном оформлении кинофильмов, прежде всего, благодаря своему специфическому тембру.
Ценные музыкальные инструменты – это живая история музыки.
Экспомузыка - Флексатон.mp3
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).