Экспомузыка - Фортепиано Бородина.mp3
В 1949 году в коллекцию Музея музыки поступило фортепиано, внешне напоминающее стол. Принадлежало оно учёному-химику, профессору Медико-хирургической академии, общественному деятелю, одному из членов кружка «Могучая кучка», известному композитору Александру Порфирьевичу Бородину. Фортепиано было приобретено у частного лица (Вопилкиной Нины Александровны); привезено из села Давыдово Камешковского района Владимирской области.
Село Давыдово известно тем, что здесь находится дом (ныне музей), в котором в течение 3-х летних сезонов 1877, 1878 и 1879 годов композитор работал над созданием оперы «Князь Игорь». Композитор приезжал сюда на лето. Здесь родина его ученика и ассистента Александра Павловича Дианина. Жили они летом в доме его отца – Павла Афанасьевича Дианина.
В Давыдове всё располагало к творческой работе. Александр Порфирьевич был восхищён природой здешних мест. «Давыдовым я доволен донельзя», – Писал по приезде Бородин. – «Как здесь хорошо! Какие леса, рощи, бор, поймы. Что за воздух... погода стоит превосходная, и я, собственно, теперь чувствую лето, всем существом чувствую. Очень хорошо здесь!» Каждый раз он оттягивал выезд в Петербург, с неохотой покидая полюбившиеся ему места, где он, одевшись в крестьянскую рубаху и высокие, пахнущие дёгтем сапоги, отмерял десятки километров по лесам, полям и болотам. Время, проведённое композитором в Давыдове, было плодотворным. Он обрабатывал для печати по просьбе критика Владимира Васильевича Стасова статью о знакомстве с Ференцем Листом. В окрестных деревнях и сёлах записывал народные песни. Во Владимире и Боголюбове знакомился с памятниками архитектуры XII века, которые являлись современниками «Слова о полку Игореве».
Первые две недели пребывания в Давыдове в доме Дианиных не было рояля. Во второй половине июня Александр Порфирьевич, побывав в Москве, купил для летней работы недорогое подержанное фортепиано известной московской фабрики «Штюрцваге», изготовленное в 1840-х годах. Инструменты этой фабрики часто поставлялись в московские учебные заведения. Инструменты были крепкие и грубоватые. По своей внешней и внутренней работе, а также по звуку уступали инструментам петербургских фабрик.
Это фортепиано доехало до села Давыдово лишь 16 июля. Именно за этим инструментом Бородин сочинял оперу «Князь Игорь». Сохранилось много черновых набросков к опере, сделанных в Давыдове. Здесь композитором написаны и обработаны отдельные хоры и арии, части картин и действий. Обладая незаурядным литературным дарованием, он сам писал тексты арий, хоров.
Бородин не успел закончить оперу. Живя в основном в Петербурге, создавая музыку, он одновременно продолжал свои научные занятия, уделял много времени социальным проблемам студентов, организации помощи неимущим учащимся. «Весь день к нему приходили самые различные люди. Пускали всех, можно было прийти, когда хотелось, – в обед или во время чая. Бородин выходил из-за стола и выслушивал все жалобы и просьбы», – Вспоминал Римский-Корсаков. В таких условиях Бородин не смог закончить оперу. Работу завершили его друзья – Римский-Корсаков и Глазунов.
Музыкальные инструменты великих композиторов – это живая история музыки.
Экспомузыка - Фортепиано Бородина.mp3
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).