Экспомузыка - Гобой немецкой фирмы «Staudte Meuselwitz».mp3
Гобой немецкой фирмы Staudte Meuselwitz («Штаудте Мейзельвитц») из коллекции Российского национального музея музыки представляет собой тип инструмента, который утвердился в Европе в начале XIX века. А как начиналась история этого инструмента?
Предшественниками гобоя в Европе были такие инструменты, как шалмей, крумхорн и бомбарда. В эпоху Ренессанса они звучали повсюду – от королевского двора до деревенского праздника. Изобретение современного гобоя относят ко второй половине XVII века и приписывают французским мастерам Филидору и Оттетеру. Первым их нововведением было разделение гобоя на три части для удобства хранения и переноса. В дальнейшем было улучшено интонирование, проведён более точный расчёт местоположения звуковых отверстий и добавлены несколько клапанов. Трость также была усовершенствована: теперь музыкант мог управлять её колебаниями непосредственно губами, что улучшало чистоту и красоту звука.
Первым новый инструмент включил в придворный оркестр Жан Батист Люлли. Постепенно гобой вытеснил из оркестра технически менее совершенный крумхорн. С этого времени он не только становится непременным участником военных оркестров, ансамблей, сопровождавших оперные и балетные спектакли, но и широко используется в качестве солирующего инструмента.
В следующем столетии гобой занимает прочное место в симфоническом оркестре и становится излюбленным инструментом А. Вивальди, И.С. Баха и особенно Г.Ф. Генделя. XVIII век можно с полным правом назвать «золотым веком» гобоя.
На протяжении всего XVIII столетия конструкция гобоя почти не менялась: это был двухклапанный инструмент с примитивной механикой. К началу 1820-х годов было увеличено количество клапанов, наметилась тенденция к сужению внутреннего канала, что неизбежно привело к повышению строя гобоя.
Инструмент фирмы Staudte Meuselwitz из коллекции Российского национального музея музыки имеет 18 игровых отверстий, 11 из которых снабжены клапанами – 2 открытыми и 9 закрытыми. Внешний вид гобоя с конусообразно расширяющимся стволом из жёлтой древесины характерен для своего времени. Звук извлекается с помощью трости, состоящей из двух пластинок тонкого тростника. Причём трость гобоя начала XIX века была значительно крупнее современной.
Экспомузыка - Гобой немецкой фирмы «Staudte Meuselwitz».mp3
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).