Экспомузыка - ШАЛЯПИН_ГРИМ
Фёдор Иванович Шаляпин был поистине «виртуозом грима», его сценические портреты столь же впечатляли и убеждали, как произведения живописи и скульптуры.
Мастерству театрального грима Шаляпин учился с самого начала своей сценической деятельности. Первыми его наставниками в этом деле были драматические актёры, а позже художники.
Он гримировал для каждой роли не только лицо и шею, но руки и, если было необходимо, тело. Для его времени это являлось новшеством. Вспоминая о первом выступлении в роли Мефистофеля в Милане, Шаляпин с удовольствием отмечал, что его грим вызвал настоящую сенсацию. Актёры, хористы, даже рабочие сцены окружили Фёдора Ивановича и, точно заворожённые, дотрагивались до него, а увидев, что его мускулы подрисованы, окончательно пришли в восторг.
Создавая тот или иной сценический портрет, Шаляпин не пользовался им как неизменной маской. Искусствовед Эдуард Старк отмечал, что артист постоянно менял грим, добивался всё большей и большей выразительности. Только в гриме Мефистофеля можно проследить четыре основных варианта, не считая переходных.
Шаляпинский грим создавался в расчёте на масштабы больших сцен и громадных театральных залов. Артист наносил краски пальцами, изредка прибегая к растушёвке, широкими и контрастными мазками «точно лепил свое лицо». При близком рассмотрении такой грим казался беспорядочным сочетанием мазков, но на огромной оперной сцене производил удивительный художественный эффект. Манера гримировки Шаляпина была родственна живописным приёмам Коровина и Врубеля.
Фёдор Иванович открыл новый этап в искусстве грима. Он был первым подлинным художником-гримёром в полном смысле этого слова. Созданный им «стильный грим» (шаляпинский термин) всегда обладал характерными чертами времени и страны. Изменяя его на протяжении спектакля, артист подчёркивал внутреннее развитие образа. Так в роли Бориса Годунова грим менялся в каждой картине, и зрители видели, как «страдания и макбетовские муки разъедают человека», как появляются и углубляются морщины, как седина серебрит волосы и бороду.
В фондах Музея музыки хранятся гримировальное зеркало великого артиста, 26 насадок для носа, парики для различных ролей, а также коробка с тонами для грима известной берлинской фирмы «L. Leichner» (Людвига Ляйхнера). Театральный грим, разработанный Ляйхнером без использования свинца, имел широкий диапазон оттенков, причём некоторые из них были специально разработаны для электрического освещения на сцене.
Эти уникальные предметы, необходимые для сценических перевоплощений, сегодня можно увидеть в Музее-усадьбе Шаляпина на Новинском бульваре в Москве.
Личные вещи великих артистов – это достояние нашей культуры.
Экспомузыка - ШАЛЯПИН_ГРИМ
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).