В коллекции Музея музыки представлены ударные инструменты со всех континентов, в их числе и весьма экзотические.
Таков гуиро — кубинский шумовой музыкальный инструмент. Он известен в Европе с конца 18-го века. В переводе с испанского «гуиро» означает бутыль из тыквы (или продолговатая тыква). Слово происходит из языка индейцев племен таино, населявших Антильские острова до европейской колонизации.
Традиционный гуиро делается из высушенной тыквы «калеба́са», плода калеба́сового или горля́нкового дерева, известного на Кубе и в Пуэрто-Рико под названием «игуэ́ро». Дерево растет в Центральной и Южной Америке; встречается также в Западной Африке и тропической Азии. Зрелые плоды калеба́сового дерева имеют довольно прочную оболочку – поэтому из них изготавливают не только посуду для хранения продуктов, но и музыкальные инструменты: маракаcы и гуиро. Обычно на одной стороне корпуса гуиро нарезаны поперечные бороздки, поперёк которых музыкант (чаще всего певец) водит палочкой или скребком, извлекая стрекочущие, рассыпчатые шумовые звуки. Современные гуиро могут иметь и две ребристые поверхности. Иногда гуиро украшают сложными орнаментами, придают инструменту скульптурную форму – например, змеи, или лягушки с выпуклыми треугольниками на спине.
Гуиро популярен на Кубе, Карибских островах, в Перу и Пуэрто-Рико. Современные инструменты изготавливаются не только из плодов игуэро, но также из пластмассы, дерева или металла. Они могут выглядеть как металлический цилиндр с насечками или бугорками, либо деревянная рифлёная дощечка. В коллекции Музея музыки имеются обе разновидности.
В каждой стране гуиро имеет свое название. Например, в Венесуэле это чарраска, его делают из металла, в Мексике – распадóр, его изготавливают из деревянного бруска в форме плоской змейки с ребристой спинкой. Распадóр сделан по модели инструмента доколумбовой эпохи. Эти инструменты поступили в Музей не так давно. Чарраска передало в дар Посольство Венесуэлы в России, а распадóр — посольство Мексики.
Гуиро используется в обрядовых церемониях и во время исполнения народных песен, но особенно широко применяется в танцевальных оркестрах. В доминиканском танце мерéнге чаще звучит металлический гуиро, имеющий более резкий, скрежещущий звук. В современных же латиноамериканских танцах — сальсе и ча-ча-ча — используются и деревянный, и традиционный гуиро из тыквы. В исполнении музыки ча-ча-ча гуиро является основным инструментом, подчеркивающим ритм танца.
Звучание гуиро легко различимо в песнях за счет специфичного треска, который он издает. Однако в сальса-оркестре на гуиро играют настолько быстро, что непривычному уху бывает сложно выделить этот музыкальный инструмент из общей звуковой массы.
Экспомузыка - Гуиро и его разновидности.mp3
БРЫЗГАЛОВ МИХАИЛ АРКАДЬЕВИЧ
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).
При нахождении на сайте, Вы соглашаетесь на политику обработки персональных данных.