Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15

Индийская табла

Музей Музыки
Индийская табла

В коллекции Музея музыки хранится несколько парных барабанов, называемых табла. Среди них пакистанская табла, переданная в Музей из Московской консерватории в 1965 году. Остальные четыре табла – индийские, поступившие в Музей в разные годы – в 1955-м от Министерства культуры СССР, в 1999 году от дочери композитора Сергея Артемьевича Баласаняна, в 2012 году от посольства Республики Индия.

Особый интерес представляет табла, изготовленная во второй половине ХХ века и переданная в Музей в 1985 году в качестве дара ансамбля Рави Шанкара во время гастролей музыкантов в Москве и выступления с концертом в Музее музыки. В эти годы Рави Шанкар часто выступал с виртуозом-исполнителем на табла ‑ Алла Ракха. Так, что руки виртуоза могли касаться подаренных Музею инструментов.

Табла состоит из двух небольших барабанов разной формы: корпус первого барабанчика (для правой руки), долблёный из дерева, напоминает бочонок. Корпус второго барабанчика (для левой руки) цельнометаллический, более широкого диаметра, по форме чашеобразный, напоминает литавру.

Табла ‑ основной ударный инструмент классической музыки североиндийской традиции хиндустани, используется для сопровождений вокальной и инструментальной музыки. Для аккомпанемента голосу и другим инструментам подбираются таблы различного тембра. Барабанчики обычно настраиваются в квинту, иногда в октаву, посредством передвижения деревянных брусочков под кожаными ремешками вдоль корпуса, с помощью которых натягивается мембрана.

Характерной чертой индийских табла, а также барабанов пакхавадж и мриданг является покрытие центральной части мембраны чёрной пастой (изготавливаемой на основе рисовой муки с железными, марганцевыми опилками), что влияет на тембр звучания.

При игре на табла музыкант сидит на полу со скрещёнными ногами. Пара барабанчиков стоят перед ним на матерчатых подставках. Существует множество различных высокоразвитых техник игры на этом инструменте (играют кончиками пальцев или раскрытой ладонью). На табла можно воспроизвести самые сложные ритмические узоры голоса и инструментов. Табла выполняет функцию метроритмической организации всего музыкального текста. Во второй половине ХХ века табла приобретает широкую популярность как инструмент, имеющий самостоятельное значение. В наши дни в концертах нередко звучат виртуозные композиции на табла соло.

Экспомузыка - Индийская табла