Экспомузыка - Индийская вина.mp3
Вина – старинный индийский струнный щипковый музыкальный инструмент. Считается, что сама богиня красноречия Сарасвати, покровительствующая науке и искусству, подарила этому излюбленному инструменту индийской классической музыки поющий человеческий голос. Типы композиций, репертуар, приёмы звукоизвлечения на вине носят несомненный отпечаток вокального происхождения. Очевидна связь вины и с имеющими многовековую историю и уходящими корнями в обрядовую практику танцевальными и танцевально-театральными традициями. Композиции, составляющие основу репертуара большинства современных исполнителей на вине, представляют собой инструментальные версии вокальных сочинений классиков южноиндийской музыки.
Под названием «вина» объединяются инструменты разной конструкции и типа. В экспозиции Российского национального музея музыки представлены сарасвати-вина и вичитра-вина.
Сарасвати-вина распространена в основном в южных районах Индии. Названа она в честь богини Сарасвати, которую часто изображают с виной в руках. Полусферический корпус-резонатор этой разновидности инструмента, сделанный из палисандра, покрыт тонкой деревянной декой. В верхней части полой и глубокой шейки расположен дополнительный тыквенный резонатор. Сбоку крепятся три колка, с их помощью фиксируются дополнительные струны, которые, в отличие от четырёх основных, не проходят вдоль плоскости грифа. На грифе размещаются 24 высоких лада, крепящихся воском. Играют на южноиндийской вине сидя, скрестив перед собой ноги и оперев корпус об пол.
Другая разновидность инструмента, вичитра-вина – хиндустанской, то есть северной традиции. В отличие от южноиндийской сарасвати-вины, её гриф не имеет ладов. К нему крепятся с обоих концов два больших тыквенных резонатора. При игре один из них помещается за левым плечом музыканта, другой опирается на его согнутую ногу. Инструмент может располагаться также горизонтально перед музыкантом.
В истории музыкальной культуры Индии вина занимает особое место. Она рассматривается не просто как инструмент, но как сакральный объект, принадлежность посвящённых. Уже в самых ранних текстах о разновидностях вин говорится об их принадлежности различным божествам индуистского пантеона, а музыкант, владевший этим инструментом, занимал одно из наиболее почётных мест в придворной иерархии и считался сакральной персоной.
Ценные музыкальные инструменты – это живая история музыки.
Экспомузыка - Индийская вина.mp3
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).