Экспомузыка - Индийские дары.mp3
В коллекции Музея музыки хранится несколько парных барабанов, называемых табла. Среди них пакистанская табла, переданная в Музей из Московской консерватории в 1965 году. Остальные четыре таблы – индийские, поступившие в Музей в разные годы. В 1955 от Министерства культуры СССР, в 1999 от дочери композитора Сергея Баласаняна, в 2012 году от посольства Республики Индия. Все эти инструменты поочерёдно демонстрировались в Постоянной экспозиции и на выставках Музея.
Особый интерес представляет табла, изготовленная во второй половине ХХ века и переданная в Музей в 1985 году в качестве дара ансамбля Рави Шанкара во время гастролей музыкантов в Москве и выступления с концертом в Музее музыки. В эти годы Рави Шанкар часто выступал с виртуозом-исполнителем на табла – Алла Ракха. Так что руки виртуоза могли касаться подаренной Музею таблы.
Табла состоит из двух небольших барабанов разной формы: корпус первого барабанчика (для правой руки), долблёный из дерева, напоминает бочонок. Корпус второго барабанчика (для левой руки), цельнометаллический, более широкого диаметра, по форме чашеобразный, напоминает литавру.
Табла – основной ударный инструмент классической музыки северо-индийской традиции Хиндустани, используется для сопровождений вокальной и инструментальной музыки и танца. Для аккомпанемента голосу и другим инструментам подбираются таблы различного тембра. Барабанчики обычно настраиваются в квинту, иногда в октаву, посредством передвижения деревянных брусочков под кожаными ремешками вдоль корпуса, с помощью которых натягивается мембрана.
Характерной чертой индийских табла, а также барабанов пакхавадж и мриданг, является покрытие центральной части мембраны чёрной пастой (изготавливаемой на основе рисовой муки с железными, марганцевыми опилками), что влияет на тембр звучания.
При игре на табла музыкант сидит на полу со скрещенными ногами. Пара барабанчиков стоят перед ним на матерчатых подставках. Существует множество различных высокоразвитых техник игры на этом инструменте (играют кончиками пальцев или раскрытой ладонью). На табле можно воспроизвести все сложные ритмические узоры голоса и инструментов.
Существует легенда, рассказывающая о рождении табла. Во времена Акбара Великого, падишаха Империи Великих Моголов (вторая половина XVI века) жили два профессиональных исполнителя, играющих на крупном двухстороннем барабане пакхавадж. Они были непримиримыми соперниками и постоянно соревновались друг с другом. Однажды в жаркой схватке барабанного состязания один из соперников – Судхар Хан – потерпел поражение и, не в силах вынести его горечь, швырнул свой пакхавадж оземь. Барабан разбился на две части, образовав два небольших барабана, в паре они стали обладать более совершенными возможностями. Их назвали табла от арабского «табль», что означает «барабан».
По другой легенде, создание этого барабана приписывается величайшему поэту и музыканту XIII века Амиру Хосрову, чьё творчество является символом преобразований, осуществлённых культурой субконтинента в период её активных контактов с мусульманским миром. Подобную версию высказывают и специалисты-инструментоведы, проводящие типологические параллели между табла и парными литаврами нагара, широко распространёнными в арабо-иранском регионе.
Табла выполняет функцию метроритмической организации всего музыкального текста. Во второй половине ХХ века табла приобретает широкую популярность как инструмент, имеющий самостоятельное значение. В наши дни в концертах нередко звучат виртуозные композиции на табле соло.
Ценные музыкальные инструменты – это живая история музыки.
Экспомузыка - Индийские дары.mp3
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).