Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15

«Исламей» Балакирева в оркестровке Казеллы

Музей Музыки
«Исламей» Балакирева в оркестровке Казеллы

Среди многочисленных нотных изданий Петра Юргенсона в коллекции Музея музыки привлекает внимание фортепианная фантазия Милия Балакирева «Исламей» в оркестровке Альфреда Казеллы. Эти ноты интересны не своим художественным оформлением – оно весьма скромно и вполне обычно для юргенсоновских изданий – а историей сочинения, которая растянулась почти на четыре десятилетия.

Идея фантазии на восточную тему зародилась у Балакирева после его кавказских путешествий. Композитор трижды побывал на Кавказе в 60-х годах XIX века. Местный князь, с которым общался Балакирев, познакомил его с народными мелодиями. Одну из них – кабардинскую лезгинку под названием «Исламей» – Балакирев обработал для фортепиано. А конце 60-х появилась его фортепианная фантазия уже на две восточные темы – кабардинскую и татарскую. «Исламей» – одно из самых виртуозных фортепианных сочинений в русской музыке. Оно было рассчитано на исполнительские возможности блестящего виртуоза Николая Рубинштейна, и его исполнение всякий раз вызывало настоящий фурор.

С тех пор многие композиторы пытались перевести фортепианное сочинение Балакирева на язык симфонического оркестра. Однако сам Милий Алексеевич не разрешил оркестровать своё детище ни композитору Камилю Сен-Сансу, ни пианисту Альфреду Корто. Но в 1907 году в Россию на гастроли приехал Альфредо Казелла. Пианист и композитор, он прибыл как аккомпаниатор знаменитого виолончелиста Пабло Казальса. В Санкт-Петербурге Казелла познакомился с известными русскими композиторами: Римским-Корсаковым, 70-летним Балакиревым и молодым Глазуновым. Молодой итальянский музыкант сумел расположить к себе российских коллег неподдельным интересом к русской музыке. И когда Казелла осмелился показать Балакиреву свою инструментовку «Исламея», тот неожиданно одобрил её и разрешил публикацию. Интересно, что партитура создана Казеллой совсем без участия экзотических восточных инструментов – за исключением турецкого барабана.

В 1910 году оркестровка «Исламея» была издана Петром Юргенсоном. На обложке указано имя Казеллы как автора инструментовки для симфонического оркестра, а на следующей странице напечатано факсимиле его надписи на французском языке: «Эту новую версию “Исламея” я посвящаю в знак восхищения и симпатии Александру Зилоти. Альфредо Казелла. Париж, 1908 год».

Так в истории «Исламея» появилось ещё одно имя – известного пианиста и дирижёра Александра Зилоти.

Экспомузыка - «Исламей» Балакирева в оркестровке Казеллы.mp3

При нахождении на сайте, Вы соглашаетесь на политику обработки персональных данных.