Экспомузыка - Камилло Эверарди.mp3
«Воспоминания о консерватории» – так называется хранящаяся в Музее тонированная литография Поля-Пети с портретом-шаржем одного из самых гениальных и экстравагантных педагогов XIX века, Камилло Эверарди. Немолодой полный человек с пышной чёрной шевелюрой и такими же пышными усами стоит у рояля, слегка склонив голову и заложив руки в карманы. Его взгляд серьёзен и внимателен. За ним, облепив рояль, толпятся ученики.
Бельгиец Камилль Франсуа Эврар учился пению в Италии и взял себе звучный итальянский псевдоним Камилло Эверарди. К концу 1850-х годов певец завоевал имя на европейских оперных сценах и в возрасте 32-х лет был приглашён в Россию. В Петербурге Эверарди исполнял басовые и баритоновые партии на сцене Итальянской оперы. Кстати, он был первым исполнителем в России партии Мефистофеля в опере «Фауст».
Неожиданно для поклонников, в расцвете творческих сил, певец оставляет сцену и посвящает себя педагогике. Он ведёт класс вокала сначала в Санкт-Петербургской консерватории, затем в Киеве, а в 1897 году приезжает в Москву.
Какую память оставил о себе Камилло Эверарди в Московской консерватории? Директор консерватории Михаил Ипполитов-Иванов вспоминал, что Эверарди, так толком и не выучив русский язык, говорил на странной смеси русского, французского и итальянского. Сидя у рояля, с массивной дирижёрской палочкой на манер скипетра, он напоминал Юпитера-громовержца. Ученики его побаивались – он не прощал ни малейшего промаха. Но ругался он как ворчливый, но добродушный отец.
Как-то на репетиции оперы «Вильгельм Телль» ученик Эверарди, Фёдор Соколов, со страху «пустил петуха» на верхнем до-диез. Эверарди, как мячик, вскакивает на эстраду, просит дирижёра повторить концовку арии и берёт эту ноту, держит её полминуты и обращается к Соколову торжествующе: «Я старик – ты мальчик, я – бас, ты тенор, я беру до-диез, а ты нет. Тьфу!»
Эта тирада так подействовала на Соколова, что его страх как рукой сняло, и он стал выдавать такое до-диез, которое приводило всех в восторг и создало ему впоследствии славу на оперных ценах.
Эверарди был гордостью консерватории, у него учились знаменитые впоследствии певцы: Дейша-Сионицкая, Ленский, Лосский, Славина, Стравинский, Страхова, Усатов и многие, многие другие. А среди «музыкальных внуков, правнуков и праправнуков» Эверарди – Фёдор Шаляпин, который учился у Усатова, Евгений Нестеренко и Юрий Гуляев.
Ценные произведения изобразительного искусства – это важная часть нашей культуры.
Экспомузыка - Камилло Эверарди.mp3
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).