Экспомузыка - Кантата Бортнянского
В Музее музыки хранится уникальный памятник Отечественной войны 1812 года – рукописный экземпляр кантаты Дмитрия Бортнянского на слова Василия Жуковского «Певец во стане русских воинов».
Вторжение Наполеона вызвало подъём патриотизма в русском обществе. Не остались в стороне люди искусства. Композитор Александр Алябьев вступил добровольцем в армию и прошёл боевой путь до Парижа. Сражались в ополчении поэт Пётр Вяземский, известный виолончелист граф Матвей Виельгорский. Студент Московского университета Александр Грибоедов стал корнетом гусарского полка. Василий Жуковскийучаствовал вмосковском ополчении, а также создал одно из самых ярких стихотворений, посвящённых войне 1812 года, – «Певец во стане русских воинов». Популярность этого произведения была огромна.«Часто в обществе читаем и разбираем «Певца во стане», новейшее произведение господина Жуковского, – пишет в «Записках» Иван Лажечников. – Почти все наши выучили сию пьесу наизусть… Какая поэзия! Какой неизъяснимый дар увлекать за собой души воинов!»
Написанная на слова Жуковского кантата Бортнянского буквально гремела по всей России. Для патриарха отечественной музыки выступление в жанре патриотической песни было естественным. К этому времени он уже написал «Песнь ратников» и «Марш всеобщего ополчения». Центральным произведением, кульминацией этого периода стала кантата «Певец во стане русских воинов». Подвижный и бодрый ритм, простые интонации придают музыке сходство с популярными гусарскими песнями.
Из огромного текста стихотворения Бортнянский выбрал восемь строф, посвящЁнных в основном исторической теме. В них – дань уважения героям прошлых веков: Святославу, Дмитрию Донскому, Петру Первому, Суворову.
Сей кубок чадам древних лет!
Вам слава, наши деды!
А для завершения композитор взял стихи, посвящённые героической клятве воинов:
Наполним кубок! меч во длань!
Внимай нам, вечный мститель!
За гибель – гибель, брань – за брань,
И казнь тебе, губитель!
«Певец во стане русских воинов» по стилю значительно отличается от написанного Бортнянским в XVIII веке. Шестидесятилетний композитор словно перешагнул через рубеж веков, сумев найти ключ к чувствам и эстетическим запросам нового поколения.
Ценные музыкальные рукописи – это живая история музыки.
Экспомузыка - Кантата Бортнянского
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).