Экспомузыка - Клавишные гусли конструкции Николая Фомина
В экспозиции Музея музыки демонстрируются клавишные гусли конструкции Николая Петровича Фомина.
Создание Великорусского оркестра связывают с именем Василия Васильевича Андреева. Но был ещё один человек, сыгравший ключевую роль в создании этого уникального коллектива. Увы, его имя до сих пор во многом остаётся в тени – это Николай Фомин. Андреев при всей своей увлечённости и прекрасных организаторских способностях был музыкантом-самоучкой, не знавшим даже нотной грамоты. Фомин же был настоящим профессионалом – он окончил Петербургскую консерваторию по классу композиции у Николая Римского-Корсакова, обучался дирижированию у Антона Рубинштейна. Впоследствии Фомин сам стал профессором этой консерватории.
В 1888 году Николай Петрович присутствовал на концерте «Кружка любителей игры на балалайках». Как он писал в автобиографии, на него «произвела глубокое впечатление оригинально красивая новизна звучности инструментов, удивительная сыгранность ансамбля, чёткая ритмичность и тонкая нюансировка». Со следующего года Фомин стал сотрудничать с этим коллективом. Он «занялся изысканием в области народных инструментов и установлением их строя; таким образом, явились новые колоритные элементы в виде оркестровых разновидностей домр, гуслей, свирели, брёлки и ударных инструментов». В Музее музыки хранятся оркестровые гусли работы Фомина – пикколо, прима, альт и бас.
В 1914 году специально для Великорусского оркестра Николай Петрович сконструировал клавишные гусли диапазоном пять октав с хроматическим строем и усиленной динамикой.
Предшественником инструмента можно считать прямоугольные гусли, которые появились в России ещё в начале XVII века. Из-за сложности конструкции и изготовления они получили распространение в дворянских усадьбах, в домах богатых горожан и даже при царском дворе. Эти гусли имели от 55 до 66 струн. Звукоряд был диатоническим, позднее он стал хроматическим. В конце XVIII – начале XIX века прямоугольные гусли успешно конкурировали в России с иноземными клавикордом и спинетом.
Клавишные гусли Фомина имеют клавиатуру фортепианного образца диапазоном в одну октаву. При нажатии на клавиши одноимённые струны во всех регистрах освобождаются от демпферов и становятся готовыми к звучанию. Одной рукой исполнитель набирает на клавиатуре любой аккорд, а другой проводит по струнам плектром из твёрдой кожи. Особенно эффектными получаются на этих гуслях «всплески» арпеджированных аккордов.
Клавишные гусли наряду с обычными входят в состав современных народных оркестров.
Уникальные инструменты – это живая история музыки.
Экспомузыка - Клавишные гусли конструкции Николая Фомина
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).