Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15

Клавишные гусли конструкции Николая Фомина

Музей Музыки
Клавишные гусли конструкции Николая Фомина

В экспозиции Музея музыки демонстрируются клавишные гусли конструкции Николая Петровича Фомина.

Создание Великорусского оркестра связывают с именем Василия Васильевича Андреева. Но был ещё один человек, сыгравший ключевую роль в создании этого уникального коллектива. Увы, его имя до сих пор во многом остаётся в тени – это Николай Фомин. Андреев при всей своей увлечённости и прекрасных организаторских способностях был музыкантом-самоучкой, не знавшим даже нотной грамоты. Фомин же был настоящим профессионалом – он окончил Петербургскую консерваторию по классу композиции у Николая Римского-Корсакова, обучался дирижированию у Антона Рубинштейна. Впоследствии Фомин сам стал профессором этой консерватории.

В 1888 году Николай Петрович присутствовал на концерте «Кружка любителей игры на балалайках». Как он писал в автобиографии, на него «произвела глубокое впечатление оригинально красивая новизна звучности инструментов, удивительная сыгранность ансамбля, чёткая ритмичность и тонкая нюансировка». Со следующего года Фомин стал сотрудничать с этим коллективом. Он «занялся изысканием в области народных инструментов и установлением их строя; таким образом, явились новые колоритные элементы в виде оркестровых разновидностей домр, гуслей, свирели, брёлки и ударных инструментов». В Музее музыки хранятся оркестровые гусли работы Фомина – пикколо, прима, альт и бас.

В 1914 году специально для Великорусского оркестра Николай Петрович сконструировал клавишные гусли диапазоном пять октав с хроматическим строем и усиленной динамикой.

Предшественником инструмента можно считать прямоугольные гусли, которые появились в России ещё в начале XVII века. Из-за сложности конструкции и изготовления они получили распространение в дворянских усадьбах, в домах богатых горожан и даже при царском дворе. Эти гусли имели от 55 до 66 струн. Звукоряд был диатоническим, позднее он стал хроматическим. В конце XVIII – начале XIX века прямоугольные гусли успешно конкурировали в России с иноземными клавикордом и спинетом.

Клавишные гусли Фомина имеют клавиатуру фортепианного образца диапазоном в одну октаву. При нажатии на клавиши одноимённые струны во всех регистрах освобождаются от демпферов и становятся готовыми к звучанию. Одной рукой исполнитель набирает на клавиатуре любой аккорд, а другой проводит по струнам плектром из твёрдой кожи. Особенно эффектными получаются на этих гуслях «всплески» арпеджированных аккордов.

Клавишные гусли наряду с обычными входят в состав современных народных оркестров.

Уникальные инструменты – это живая история музыки.

Экспомузыка - Клавишные гусли конструкции Николая Фомина