Экспомузыка - Концертина.mp3
Многие слушатели наверняка видели выступления трёх грустных клоунов театра Вячеслава Полунина «Лицедеи»: в руках одного из них маленькая гармошка. Это концертина – язычковый пневматический музыкальный инструмент, разновидность гармоники с хроматическим звукорядом. Она была создана крупным английским физиком Чарльзом Уитстоном в 1827 году (патент 1829 года). Он был автором целого ряда важнейших изобретений – стереоскопа, шифра Плейфера, но более всего известен работой над так называемым «мостом Уитстона» – системой балансировки токов, активно использующейся в современных гальванометрах – и развитием телеграфной системы.
Уитстон родился в семье мастера по изготовлению музыкальных инструментов, и после окончания школы сам занялся этим ремеслом. Переехав в Лондон, он открыл собственную мастерскую, но вскоре увлёкся математикой и физикой. Единственным изобретённым Уитстоном музыкальным инструментом стала концертина, созданная на основе немецкой разновидности губной гармошки. Она оказалась очень удачной по конструкции и просуществовала более ста лет без существенных изменений. Впоследствии был лишь расширен диапазон и определено несколько регистровых разновидностей.
Диапазон концертины из собрания Российского национального музея музыки – четыре октавы. Вместо клавиш с обеих сторон инструмента расположены кнопки четырьмя параллельными рядами. При смене движения меха звук не изменяется. Ноты, которые пишутся на нотных линиях, исполняются на нижней деке левой рукой, а находящиеся в промежутках между линиями – на верхней деке. Звуки инструмента не отличаются силой, но чрезвычайно нежны и певучи.
В России концертина появилась 1870-х годах на Высших педагогических женских курсах в Петербурге. В следующем десятилетии было основано Общество любителей игры на английской концертине. В 1889 году исполнителем на этом инструменте Иваном Пирожниковым в Виленском учительском институте был предпринят первый опыт организации оркестра концертин. Он же опубликовал брошюру об устройстве и исполнительских возможностях этого инструмента.
В ХХ веке концертина была популярна как инструмент куплетистов. Из современных исполнителей можно назвать только Валентина Осипова, виртуозно исполняющего на этом миниатюрном инструменте популярные классические произведения, и куплетиста Николая Бандурина.
Ценные музыкальные инструменты – это живая история музыки.
Экспомузыка - Концертина.mp3
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).