Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15

Концерты молодого Шостаковича

Музей Музыки
Концерты молодого Шостаковича

В личных фондах коллекции Музея музыки хранится много писем Дмитрия Шостаковича к друзьям, коллегам, композиторам и исполнителям. Эти интереснейшие документы были опубликованы в 2000 и 2006 годах в двух объёмистых томах. Письма Шостаковича часто раскрывают малоизвестные страницы его биографии.

Так, в фонде композитора Олега Эйгеса сохранилось письмо, которое Шостакович адресовал ему в 1923 году. Семнадцатилетний Дмитрий Шостакович жил в то время в Петрограде, завершал обучение в консерватории по классам фортепиано и композиции и работал над дипломной работой – Первой симфонией.

Из письма мы узнаём о первых концертных выступлениях Шостаковича-пианиста: «Пишу тебе из Петрограда, где я уже успел обжиться и захворать инфлюэнцей и бронхитом. Теперь немного поправился и начал заниматься. Будут в нашем «Кружке друзей камерной музыки» два моих концерта. Состоятся они в ноябре. В январе я, по всей вероятности, приеду в Москву и там дам два концерта. Тогда повидаемся». Конец цитаты.

«Кружок друзей камерной музыки» был организован группой музыкантов-любителей. Концерты устраивались в зале на Невском проспекте (сегодня в этом помещении работает Кукольный театр). С 1922 по 24-й годы состоялось около трёхсот концертов! Именно в них началась артистическая деятельность Льва Оборина, Марии Юдиной, Владимира Софроницкого.

Шостакович впервые выступил в концерте Кружка в 1923 году. Он исполнил Органную прелюдию и Фугу ля минор Иоганна Себастьяна Баха в транскрипции Листа, «Аппассионату» Бетховена и собственные сочинения.

А 8 ноября 1923 года состоялся уже сольный концерт Шостаковича – прозвучали Органная прелюдия и Фуга Баха, также в транскрипции Листа, бетховенская Соната опус 57, его же Тема с вариациями и Прелюдия.

10 декабря Шостакович выступал на открытии баховского цикла, исполнив Бранденбургский концерт № 5.

Выступления Шостаковича были встречены благожелательно. Музыкальный критик журнала «Жизнь искусства» Виктор Вальтер писал: «Когда я слушаю в концерте Шостаковича, я непосредственно чувствую в его игре настоящее творчество артиста. То, что художник видит, когда пишет картину, Шостакович слышит, когда исполняет пьесу. Шостакович сыграл несколько своих сочинений: прелестные прелюды и фантастические танцы. Какая простота и уверенность в своём творчестве в такие юные годы! Никакого напряжения, никаких тщетных исканий! Будем надеяться, что творчество Шостаковича в ближайшем будущем даст пышный цвет и сладкий плод». Конец цитаты.

Письмо из фондов музея раскрывает нам важные детали начала творческого пути великого композитора.

Автографы великих композиторов – это живая история музыки.

Экспомузыка - Концерты молодого Шостаковича .mp3