Экспомузыка - КОШНАЙ
Парные флейты, состоящие из двух стволов, встречаются у многих народов. В Древней Греции был распространён двойной авлос – согласно мифу, его изобрела богиня Афина Паллада. В России подобным инструментом является свирель, а в Белоруссии – подвойная свирэль.
В Узбекистане и Таджикистане популярен кошнай, что буквально означает «парный най». В средневековых трактатах встречается описание таких инструментов с двумя одинаковыми по размеру и строю трубочками под названием дунай, в переводе с персидского – «два ная». В коллекции музыкальных инструментов Средней Азии, собранной Августом Эйхгорном и представленной в экспозиции, демонстрируется кошнай середины XIX века.
Он представляет собой две одинаковые трубки из тростника. В их верхних частях надрезаются одинарные язычки. Каждая трубка имеет шесть игровых отверстий, вырезанных на равном расстоянии друг от друга. Стволы трубок разукрашены нарезами в форме змеек. Звукоряд кошная диатонический, в пределах октавы. Наиболее искусные исполнители расширяют диапазон до полутора, а иногда и до двух октав.
Инструмент отличается резким по тембру и высоким по тесситуре звучанием. Как отмечал в каталоге коллекции сам Эйхгорн, игра на кошнае требует большого мастерства: «Европейских музыкантов приводят в изумление трудности, исполняемые на подобного рода инструменте искусными туземными игроками».
Большой интерес представляет запись в дневнике Эйхгорна об одном таджике-музыканте, который исполнял марш на кошнае в сопровождении ударных. Вот отрывок из дневника: «Исполнял он, наигрывая, рассказывая, маршируя, пантомимируя и жестикулируя с необычайным жаром, артистическим огнём и экзальтацией увлечённого своим делом индивидуума. Он сам – и флейтист, и исполнитель на сурнае, и тамбурмажор, и виртуоз на кошнае, а также замечательный певец, – одним словом, «среднеазиатский музыкальный гений!». Он знает всю свою музыку от A до Z (зет)! Он искусно подражает пению соловья, перепела и других птиц и обладает замечательным слухом, ибо каждый раз быстро и с большой точностью настраивает обе трубки своего кошная по камертону «A» чисто и в характере звучания скрипки. Он – оригинальнейшая фигура среди музыкантов, какую мне пришлось встретить!» Конец цитаты.
В настоящее время в народной музыкальной практике кошнай применяется главным образом в ансамбле со струнными и ударными инструментами.
Уникальные инструменты – это живая история музыки.
Экспомузыка - КОШНАЙ
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).