Экспомузыка - Кувшин из постановки «Псковитянки».mp3
В коллекции музея хранится необычный предмет – керамический позолоченный кувшин. Это часть театрального реквизита, он участвовал в спектакле Московской частной оперы Мамонтова в 1896 году. Ольга, героиня оперы Римского-Корсакова «Псковитянка», подносила этот кувшин царю Ивану Грозному. Роль Ольги исполняла молодая певица Варвара Эберле.
Дочь воронежского помещика, Эберле приехала в Москву учиться и быстро вошла в круг художественной и театральной молодёжи. Подруга Варвары, Татьяна Щепкина-Куперник, в своих воспоминаниях уделила Эберле несколько поэтичных строк: «Высокая стройная девушка с зелёными глазами и тёмно-рыжими волосами цвета спелого каштана, освещённого закатом».
А другая подруга, Мария Чехова, вспоминала: «Ну и нелепая же была Варя! Всегда нуждалась… а весёлая! Смеялась безудержным, захлёбывающимся смехом…» Среди знакомых Эберле были Антон Чехов, композитор Александр Спендиаров и его брат Лев, Исаак Левитан, балерина Большого театра Екатерина Гельцер, Софья Кувшинникова – прототип чеховской Попрыгуньи, и даже член II Государственной думы Михаил Стахович. Когда у Варвары Эберле собирались гости, она садилась на ковёр и пела русские песни, аккомпанируя себе на балалайке. У неё был негромкий, но красивый и задушевный голос, и пела она так, как может петь только девушка, родившаяся в воронежских степях.
Одна из ярких страниц биографии Варвары Эберле – её недолгая служба в Большом театре. Эберле спела партию Татьяны в «Евгении Онегине» Чайковского и Наташу в «Русалке» Даргомыжского. Но больше всего запомнилась её роль Ольги в «Псковитянке» Римского-Корсакова на сцене Частной оперы Мамонтова – и случилось это во многом благодаря её партнёру, молодому Фёдору Шаляпину.
«Псковитянка» была поставлена на сцене Мамонтовской оперы в 1896 году, спустя двадцать лет после премьеры в Мариинском театре. Композитор дважды приезжал в Москву на спектакль и особенно отметил исполнение Шаляпиным роли Ивана Грозного. Опера прошла в первом сезоне пятнадцать раз с огромным успехом. Мамонтов отнёсся к «Псковитянке» с восторгом, а для самого Шаляпина эта роль стала одной из любимых. В архиве Варвары Эберле сохранились фотографии сцен из «Псковитянки», в том числе и сцены с кувшином, и трагический финал оперы: царь Иван склоняется над телом убитой дочери Ольги.
Служба в Мамонтовской опере определила и личную жизнь певицы – она вышла замуж за старшего сына Мамонтова, Сергея. Фёдор Шаляпин не раз приезжал в гости в их домик неподалёку от Абрамцево. Сергей Мамонтов умер молодым в 1915 году, а вот Варвара Эберле дожила до глубокой старости.
Ценные предметы театрального реквизита – это важная часть нашей культуры.
Экспомузыка - Кувшин из постановки «Псковитянки».mp3
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).