Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15

Квартетные пульты, принадлежавшие А.А. Брандукову и В.Л. Кубацкому

Музей Музыки
Квартетные пульты, принадлежавшие А.А. Брандукову и В.Л. Кубацкому

В 90-х годах Музей музыки приобрёл у частного лица два нотных пульта, передававшихся от учителя к ученику. Среди прежних владельцев пюпитров – известные московские виолончелисты: Анатолий Брандуков и его ученик Виктор Кубацкий.

Анатолий Андреевич Брандуков – один из самых известных русских виолончелистов. В игре Брандукова современники особенно ценили эмоциональность и красивый, певучий звук. Музыканту посвящён целый ряд этапных сочинений русского виолончельного репертуара, в том числе Pezzo Capriccioso Чайковского и Виолончельная соната Рахманинова.

Анатолий Брандуков родился в Москве. Окончил Московскую консерваторию с золотой медалью по классу виолончели, а также занимался теорией музыки у Чайковского. В дальнейшем жил за границей, в Швейцарии и Франции, где общался с писателем Иваном Тургеневым. Во Франции Брандуков был одним из «звёздных участников» квартета Мартена Марсика, бельгийского скрипача, профессора Парижской консерватории. Приезжая в Россию, Анатолий Андреевич сотрудничал с Антоном Рубинштейном, Анной Есиповой, Леопольдом Ауэром, Сергеем Рахманиновым.

В 1906 году Брандуков стал директором и профессором по классу виолончели Московского музыкально-драматического училища, а в начале 20-х годов – профессором Московской консерватории.

Среди его учеников – Виктор Львович Кубацкий, известный виолончелист, дирижёр, общественный деятель. В 10-х годах он был артистом оркестра, в 20-х – играл в знаменитом Квартете имени Страдивариуса. Тогда же, в начале 20-х годов, Кубацкий участвовал в национализации старинных смычковых инструментов и стоял у истоков Государственной коллекции музыкальных инструментов, которая сегодня входит в состав Музея музыки.
Полтора десятилетия музыкант возглавлял Оперную студию Большого театра. В 1934 году в Ленинграде он впервые исполнил посвящённую ему виолончельную сонату Дмитрия Шостаковича (за роялем был сам автор). В последние предвоенные годы Виктор Львович был дирижёром и солистом Московской филармонии.

Кубацкий преподавал и в Московской консерватории, в том числе по классу квартета.
Один из квартетных пультов, принадлежавших Брандукову и Кубацкому, изготовил выдающийся мебельщик XIX века Михаэль Тонет, автор знаменитых тонетовских стульев, совершивших революцию в истории мебельного искусства. Позднее они получили название «венские стулья», и сегодня их форма известна во всём мире.

Изготавливая предметы мебели, Михаэль Тонет выгибал древесину с помощью пара – эта старинная технология ведёт свою родословную ещё от мастеров Древнего Египта. Мебель Тонета была не только самой лёгкой и дешёвой на мировом рынке, но и самой прочной: тонетовский стул однажды остался невредимым после падения с Эйфелевой башни. Все эти качества в полной мере присущи и квартетным пультам Тонета, которые хранятся сегодня в Музее музыки.

Личные вещи великих артистов – это важная часть нашей культуры.

Экспомузыка - Квартетные пульты, принадлежавшие А.А. Брандукову и В.Л. Кубацкому.mp3