Экспомузыка - КОГАН И МАННИНО
На фотографии из фондов Музея музыки два выдающихся музыканта – скрипач Леонид Коган и итальянский дирижёр, пианист, композитор, оперный режиссёр и драматург Франко Маннино. Фото сделано после совместного концерта: улыбающиеся музыканты во фраках, в руках у Когана скрипка, с которой он никогда не расставался.
Знакомство Франко Маннино с Коганом произошло в 1965 году на репетиции совместного концерта в Миланской консерватории. Итальянский музыкант вспоминал: «Я до сих пор не понял, кто тогда по-настоящему вёл оркестр: я – дирижёр или он – скрипач, сыгравший оба столь сложных произведения – скрипичные концерты Баха и Хачатуряна – на одном дыхании, просто в неземной манере. Когда смолкли последние такты, оркестранты с шумом поднялись со своих мест и зааплодировали в нарушение традиции приветствовать маэстро постукиванием смычков о пюпитры. Здесь наступил чудесный момент: Леонид Коган, показавшийся мне сначала замкнутым человеком, вдруг расцвёл такой покоряющей улыбкой и обнял меня. И я каким-то шестым чувством понял, что в этот момент приобретаю большого друга».
В тот же вечер Коган обратился к новому другу с необычной просьбой: написать концерт для трёх скрипок – ведь в семье Коганов трое скрипачей: он, жена и сын. Маннино сразу же приступил к работе, по окончании переправил готовую партитуру в Москву. К возвращению Леонида Когана с гастролей ноты концерта уже ждали его на письменном столе. В марте 1966 года в Большом зале консерватории состоялась премьера сразу двух Тройных скрипичных концертов – Антонио Вивальди и Франко Маннино. Автор приехал в Москву на премьеру и, как вспоминал позже, игра Когана доставила ему такое же наслаждение, как голос итальянского тенора Беньямино Джильи или дирижёрское искусство Артуро Тосканини.
Во время гастролей Когана в Италии Маннино подарил ему скворца, которого назвали Паганини. Птица была очень красивой – чёрная с зеленоватым отливом. Но не говорила. Дочь артиста Нина как-то увидела, что отец, закрыв клетку платком, учит птицу говорить¸ повторяя: «Скворушка, мой скворушка». Увы, скворец так и не заговорил, зато по ночам будил домашних громким свистом.
Все свои скрипичные произведения – ещё один концерт и сольные пьесы – Маннино написал специально для своего друга. Коган должен был стать первым исполнителем ещё одного сочинения, Концерта для скрипки, хора и оркестра. Композитор начал сочинять его в 1982 году к предстоящему Международному музыкальному фестивалю. Известие о смерти Леонида Борисовича застало его за работой. Всю горечь и скорбь утраты композитор вложил в своё новое произведение – Мессу, посвящённую памяти великого скрипача. Одна из частей мессы неожиданно получилась светлой и солнечной, как воспоминание об обаятельной улыбке на серьёзном и сосредоточенном лице музыканта.
Фотографии великих артистов – это живая история музыки.
Экспомузыка - КОГАН И МАННИНО
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).